"Живопись маслом - заметки о разном"

Короткие истории о художниках


Сказка из Декамерона

Джон Уильям Уотерхаус

Джон Уильям Уотерхаус. Сказка из Декамерона

Мы любим истории. Особенно короткие. И если тема нам интересна. Вот несколько таких.

Джованни Беллини (1433 - 1516) посетил Альбрехта Дюрера (1471 - 1528) в его венецианской мастерской, когда тот работал над картиной "Праздник четок" для немецкого подворья.

Беллини, которому было уже за семьдесят, и который казалось бы уже знал о живописи все, попросил у Дюрера кисть, которой он так замечательно тонко пишет волосы на своих картинах. И не ожидал, что немец предложит ему выбрать любую из пучка обычных кистей, которые явно не подходили для такой работы. Но Дюрер тут же убедил его в обратном, показав как он это делает обычной толстой щетинной кистью.

Джованни Беллини. Священная аллегория
Джованни Беллини. Священная аллегория
Альбрехт Дюрер. Праздник четок
Альбрехт Дюрер. Праздник четок

С другой стороны, Дюрер начал постигать законы перспективы, когда ему было уже около тридцати лет. Учиться приходится всю жизнь, что он и делал - частью самостоятельно, частью с помощью итальянских художников, которые вовсю использовали это открытие. Всего знать и уметь не может никто.

Элизабет Виже-Лебрен (1755 - 1842) рисовала с самого раннего детства. Первые уроки ей дал отец, известный портретист Луи Виже. После его смерти обучение продолжили художники Габриэль Бриар и возможно Габриэль-Франсуа Дуайен. Они же помогли с первыми продажами картин. Почти исключительно портреты, сделаны они были вполне профессионально и с самого начала пользовались успехом. Но пятнадцатилетняя художница конечно не могла еще иметь патент и поэтому ее мастерскую опечатали. К счастью это ничего не изменило, просто Элизабет стала работать на чердаке.

Женщине-художнику намного труднее пробиться к успеху, чем мужчине. Но Элизабет Виже-Лебрен - счастливое исключение. Ей удалось избежать ужасов французской революции, объездить всю Европу и при этом очень плодотворно работать. Побывала она и в России, возможно с подачи Дуайена, который не только работал в Зимнем Дворце, но и некоторое время был ректором Санкт-Петербургской Академии художеств. Российский период Элизабет Виже-Лебрен продлился 6 лет.

Она всегда сохраняла доброжелательный настрой к тем местам, где оказывалась и к своим моделям. Это проявлялось и в ее картинах - всегда светлых, праздничных. Такой уж человек. Может еще и поэтому, в дополнение к тому, что она была очень хорошим художником, ей везде сопутствовал успех.

Элизабет Виже-Лебрен. Автопортрет в соломенной шляпке и с палитрой
Элизабет Виже-Лебрен. Автопортрет в соломенной шляпке и с палитрой.

Федор Петрович Толстой (1783-1873). В книге Елизаветы Аносовой "Федор Толстой" описана такая история:

Рисовал художник и по заказу, вспоминая, как выручала его в тяжелые времена Смородина. У Толстого не было ни наследства, ни имения с крепостными крестьянами. Нарисованные им веточки красной и белой смородины очень понравились императрице Елизавете Алексеевне, и она выразила свое восхищение, подарив художнику бриллиантовый перстень. Этот перстень дал возможность семье Толстого переехать из домика около Смоленского кладбища, перед окнами которого каждый день следовали скорбные похоронные процессии, в дом на Петербургской стороне. Впоследствии всякий раз, когда императрица хотела подарить что-то особо изящное своим высочайшим родственникам, она просила Толстого нарисовать ей точно такую же смородину. Художнику и самому рисунок с веточками смородины очень нравился, и он с удовольствием и артистизмом повторял его много раз и получал в награду бриллиантовый перстень. "Тяжело мне приходилось, да меня тогда моя смородинка выручала!.. Если бы не она, не знаю, как бы я вывернулся... Можно не шутя сказать, что целая семья питалась одной смородиной", - не раз рассказывал художник.

Федор Петрович Толстой. Ягоды красной смородины. Акварель.
Федор Петрович Толстой. Ягоды красной смородины. Акварель.

Толстой и в старости сохранил ясный ум, интерес к жизни, искреннюю веру в прекрасное будущее России и всего человечества:

Все на земном шаре растет как в физическом мире, так и моральном. Так дорастет и человечество до должного своего положения - до счастья.

Иван Константинович Айвазовский (1817 - 1900) был и остается одним из самых известных российских художников. Неудивительно, что историй о нем ходило множество.

В книге Л.А. Вагнера и Н.С. Григорович "Айвазовский" приведен удивительный эпизод. Совсем молодым, попав в Неаполь, Айвазовский поселился у своего друга, тоже художника, В.И. Штернберга, который на правах старожила помогал ему освоиться в новой обстановке. Однажды Айвазовский остался один на пустынном морском берегу. Что произошло тогда доподлинно неизвестно, возможно отблески света на воде и мерный шум волн создали своеобразную гипнотическую атмосферу. Но Айвазовский просидел так до вечера, а затем и всю ночь. Обеспокоенный Штернберг нашел его утром. "Мой друг, - сказал Штернберг, - занялся уже второй день, а ты сидишь все на том же месте и в той же позе, что и вчера. Тебе надо подкрепиться." И он протянул Айвазовскому бутылку с молоком.

Между тем, в жизни Айвазовский не был замечен в каких-либо странностях. Скорее наоборот - он всегда оставался прагматиком и реалистом.

И.К. Айвазовский. Неаполитанский залив в лунную ночь
И.К. Айвазовский. Неаполитанский залив в лунную ночь

Вот еще история. Считается, что она основана на реальном событии, произошедшем в имении художника Шах-Мамай.

Во время урагана овцы, которые паслись недалеко от моря, бросились к обрыву, вся громадная отара. Н.С. Барсамов пишет, что в тот день не досчитались 1800 голов. Возможно, что картина "Отара овец в бурю" написана Айвазовским под впечатлением именно от этого случая.

По другой версии овцы погибли от молнии. А ведь такое действительно бывает. В 2021 году в горах Грузии молния убила сразу 530 овец.

И.К. Айвазовский. Отара овец в бурю
И.К. Айвазовский. Отара овец в бурю
И.К. Айвазовский. Отара овец
И.К. Айвазовский. Отара овец

Говорили, что, Айвазовский продал картину с овцами английскому коллекционеру и вырученных денег хватило в том числе и на новую отару. И еще шутили, что художник своей кистью оживил овец.

Джозеф Мэллорд Уильям Тернер (1775 - 1851), как и Айвазовский, обладал эйдетической памятью. Эта их особенность, а также постоянное изучение натуры вкупе с редкой работоспособностью позволили им стать мастерами мирового значения. Тернер, и Айвазовский были фантастически успешны, хотя оба вышли из низов общества. Их принято считать маринистами, но одним этим жанром творчество художников не ограничивалось. Они создали в том числе и замечательные картины, где моря нет.

Все же удивления достойно то, насколько непохожими людьми были эти два мастера. Их житейский прагматизм приводил к совершенно разным результатам. Айвазовский много сделал для своего родного города Феодосии и для его жителей, да и для страны в целом. А вот Тернер был очень закрытым человеком и несмотря на достигнутый материальный успех настоящим скрягой.

Свой успех Тернер не был готов делить ни с кем. Джон Констебл (1776 - 1837) был его соперником всю жизнь. Почти ровесники, оба долгое время находились под впечатлением от картин Клода Лоррена. Но в то же время были совсем разными и в жизни, и в творчестве.

Хорошо известен случай, произошедший на выставке 1832 года в Королевской академии живописи, где эти художники представили свои картины. "Открытие моста Ватерлоо" Констебла и неброский морской пейзаж Тернера оказались рядом, причем последний явно проигрывал из-за отсутствия ярких цветовых пятен. Какая это была картина, неизвестно, но возможно она напоминала "Рыбаков...", написанных за 30 лет до этого. Тернер знал, как исправить ситуацию: он добавил интенсивное ярко-красное пятно и превратил его в бакен. Теперь уже именно его картина захватывала внимание зрителей в первую очередь.

Д. Констебл. Открытие моста Ватерлоо
Д. Констебл. Открытие моста Ватерлоо
Д.У. Тернер Рыбаки на подветренном берегу в бурном море. 1802
Д.У. Тернер. Рыбаки на подветренном берегу в бурном море. 1802

При жизни Констебл не был таким успешным, как Тернер. Считается, что время все расставляет по своим местам, но видимо это не всегда так. Говорят, что если попросить англичанина назвать самого известного британского художника, то в большинстве случаев это будет Тернер. Но вот если спросить, есть ли у него дома репродукции с картин, и какие - чаще окажется, что это Констебл.

Евгений Петрович Вишняков (1841-1916), был безо всяких оговорок выдающимся человеком. Кадровый русский офицер, георгиевский кавалер, он дослужился до чина генерала от инфантерии и одно время был комендантом Москвы. Путешественник и фотограф, он был действительным членом Русского географического общества, почетным членом Казанского фотографического общества, автором книг и фотоальбомов ("Применение фотографии к путешествиям", "Фотографии с натуры", "Истоки Волги", "Беловежская пуща", "Петергоф" и других). Участвовал в учреждении отдела светописи и ее применений Русского технического общества вместе с профессором Д.И. Менделеевым, фотографами Левицкими, художником И.И. Шишкиным и другими.

С Иваном Ивановичем Шишкиным (1832-1898) Вишняков совершил несколько поездок: в Вологодскую губернию, где художник создает картину "Бурелом", а Вишняков - серию пейзажных фотографий; в Мери-Хови, где Вишняков делает фотографии зимних пейзажей, по одной из которых Шишкин написал картину "Сосна под снегом в лунную ночь"; к истокам Волги в Тверскую губернию; в Беловежскую Пущу.

И.Н. Крамской. портрет Е. П. Вишнякова, 1886 г.
И.Н. Крамской. портрет Е. П. Вишнякова, 1886 г.
И.И. Шишкин. Сосна под снегом в лунную ночь
И.И. Шишкин. Сосна под снегом в лунную ночь

Несмотря на то, что занятие фотографией было по тем временам делом очень непростым, И.И. Шишкин и сам делал снимки, причем не для баловства, а для пользы. Как известно, Шишкин считал, что зимой художнику-пейзажисту следует совершенствоваться в копировании с фото, ведь в мороз на улице долго не просидишь. А летом можно будет применить полученные навыки, сосредоточившись на работе с натурой и цветом. Он и сам так делал, и учеников своих к этому приучал.

Константин Яковлевич Крыжицкий (1858 - 1911) представил на выставку Санкт-Петербургской Академии художеств картину "Повеяло весной" и сразу же был обвинен в плагиате. Потому что многое в ней было практически таким же как на картине Якова Ивановича Бровара (1864 - 1941).

К.Я. Крыжицкий. Повеяло весной
К.Я. Крыжицкий. Повеяло весной
Я.И. Бровар. Беловежская Пуща (?)
Я.И. Бровар. Беловежская Пуща (?)

На самом деле Крыжицкий и Бровар использовали одну и ту же фотографию уголка Беловежской пущи, скорее всего сделанную еще в 1892 году Е.П. Вишняковым, чьи пейзажные фотографии печатал журнал "Нива", возможно там она и была найдена художниками. Но выяснилось это уже после того, как Константин Яковлевич Крыжицкий, не перенесший публичных оскорблений, покончил с собой. Ему было 53 года. Вот так загубили возможно последнего значительного пейзажиста, картины которого можно не только смотреть, но и рассматривать.

В 1911 году создание картины на основе фотографии уже стало обыденной практикой не только для художников-портретистов, но и для пейзажистов. Бесполезно спорить - хорошо это или плохо. Такова сложившаяся практика.

Конечно в качестве исходника использовались не только фотографии, но и картины. И раньше художники копировали картины, и сейчас делают это - чужие или свои. В последнем случае получалась авторская копия, которая ценилась почти так же как оригинал. Своеобразный рекорд в этой области поставил Василий Максимович Максимов (1844 - 1911). В 1889 г. он написал картину "Все в прошлом". Так как эта работа имела огромный успех, то Максимов повторил ее на заказ свыше 40 (сорока!) раз.

В.М. Максимов Все в прошлом
В.М. Максимов. Все в прошлом

Художник-баталист Теодор Горшельт (1829-1871) много путешествовал. В частности он побывал на Кавказе, где создал множество превосходных работ, иногда почти документальных. Этому способствовало то, что одно время он состоял при штабе кавказского наместника фельдмаршала Александра Ивановича Барятинского и сам был свидетелем многих событий.

Т. Горшельт. Ночной секрет охотников Кабардинского полка
Т. Горшельт. Ночной секрет охотников Кабардинского полка

В.В. Верещагин считал Горшельта отличным рисовальщиком - "верным, строгим и в то же время живым". И очень неспешным в работе. Но у всех есть свои маленькие слабости. Вот что пишет Верещагин в своей книге "Листки из записной книжки художника".

Работал Горшельт также тихо, но любил говорить, что тот или другой набросок сделан им в полчаса. Помню, рассматривая раз один из таких тщательно сделанных рисунков, я попросил его сказать мне, долго ли он его работал. "Только, пожалуйста, не вводите меня в заблуждение, скажите правду!". Он засмеялся: "Непременно правду?"
- Да, так как я художник, а не публика.
- Я приходил рисовать эту гору дней 8 или 9.
- Ну вот, благодарю, - ответил я, действительно очень довольный, потому что, видя, как самому мне все туго дается, я подозревал, что и другие, толкующие о быстроте работы, пожалуй, в сущности, не мало корпят над нею.

Алексей Архипович Леонов (1934 - 2019) рассказывал о своем знакомстве с Пабло Пикассо (1881-1973). Через русско-французскую художницу Надежду Ходасевич-Леже он договорился об ужине с кубистом.

Он не был великим художником. Розовый период, голубой период, "Герника", а потом он стал делать всю эту ерунду. Когда мы ужинали, он долго обгладывал кости форели, а я думал - что же он такой жадный? Потом он принес глину, вдавил в нее этот скелет, и через час уже была готова обожженная форма. Пикассо залил ее бронзой и все! Работа готова! А все вокруг восхищаются: "Ах как здорово! Как гениально!" – Стыдно же!

А.А. Леонов НИС Космонавт Юрий Гагарин
А.А. Леонов. "Космонавт Юрий Гагарин"

Судьба НИС "Космонавт Юрий Гагарин" в чем-то схожа с судьбой Первого Космонавта. Может поэтому красная пелена, как при запредельных перегрузках...

Об Алексее Архиповиче Леонове снят документальный фильм "Космос внутри". Часть интервью записана в студии художника. Есть там и о картине "Космонавт Юрий Гагарин", и о живописи вообще:

Картины рисовать - это не кино показывать.