"Живопись маслом - заметки о разном"

Против шерсти: кисти


Продавец апельсинов

Уильям Эдвард Миллнер

Уильям Эдвард Миллнер. Продавец апельсинов

Про кисти для занятий живописью уже было (заметка "Инструменты и материалы" в книге "Живопись маслом - заметки для себя"). Но хотелось бы поговорить о них еще раз. Хотя бы потому, что этот крайне простой инструмент на деле вовсе не так уж прост. Удивительно, но он может основательно запутать. Например, в вопросе о том, какие кисти имеет смысл приобретать, а без каких можно спокойно обойтись.

В Интернете есть рекомендации почти по любому поводу, в том числе и о том, как выбрать материалы для занятий живописью. К примеру можно почитать статьи или посмотреть видео под общим условным названием "Распаковка..." после похода в магазин для художников. Но часто оказывается, что это никак не помогает определиться правильно. С одной стороны сами блогеры не всегда понимают что они купили и зачем. С другой - чувствуется сильный запах... серы. Точнее - рекламы. Возникает подозрение, что это не столько забота о художнике сколько всего лишь способ получить больше посещений, чтобы пошли наконец деньги от рекламы и/или продажи товара. Маркетологи и примкнувшие к ним блогеры, откровенно или не очень, пытаются навязать нам решение. Почему бы не попробовать разобраться самим, отделить чистый маркетинг и больше не обращать на него внимание. А затем выбрать те материалы, которые действительно будут нужны.

Хорошо бы. Но стоит только зайти в магазин для художников - голова идет кругом, такое там обилие товаров. Холсты, кисти, разноцветные тюбики с краской и много разного-другого. Хочется, очень хочется всего и - помногу.

Впрочем если остановиться и немного подумать, то возникает вопрос: неужели для занятий живописью нужно столько всего? Да не может этого быть! Действительно, если выбрать для себя какую-либо одну технику, то по-настоящему необходимых материалов и инструментов потребуется не так уж много. А что приобретать в первую очередь? И как найти хорошее качество по приемлемой цене?

Мифы

Что мешает выбрать нужное? Мифы. Они называются так потому, что слишком часто несмотря на свою общеизвестность имеют слабое отношение к реальности. Зато неплохо помогают продажам.

Никто не спорит, что мифы имеют право на существование. Они формализуют то, во что верят люди. Профессиональный художник, который советует покупать кисти только с шершавой длинной ручкой возможно действительно верит в то, что это помогает в работе. Но надо понимать, что другой профессиональный художник со всей убежденностью скажет, что это полная ерунда. На самом деле каждый, кто достиг каких то успехов, верит в свои собственные мифы. И в этом случае такому человеку есть смысл принимать их в расчет. Но другим стОит относиться к ним с большой долей скептицизма, для них это может не работать. Зато у них со временем появятся свои мифы.

Если говорить именно о кистях, то вот некоторые распространенные мифы об этом инструменте, которые вполне можно подвергнуть сомнению.

Миф 1. Нужно использовать только кисти из магазина для художников и поэтому специально предназначенные для занятий живописью.

А ведь кисти используются не только и не столько в живописи. Это универсальный инструмент для окраски стен и заборов; крыш и труб; дорожного покрытия и всех видов транспорта; тела, лица и ногтей... Вообще всего, что требуется покрыть слоем краски. Конечно для разных задач существуют разные кисти. Многие из них достаточно хороши и для живописи. Вот парочка примеров.

Никого не удивляет использование профессиональными художниками флейца из магазина стройматериалов. Эта кисть, как правило, очень качественная - просто потому что рабочая жизнь у нее очень нелегкая. Износостойкость малярной кисти не меньше, а скорее больше, чем художественной. Ведь она предназначена не для нанесения отдельных мазков, а для покрытия краской многих квадратных метров не обязательно гладкой и чистой поверхности. Эта кисть многофункциональна и удобна. Подобные кисти выпускаются в огромных количествах и поэтому дешевы настолько, что производители художественных материалов даже не пытаются здесь конкурировать. Из такого количества волоса можно сделать десяток художественных кистей меньшего размера и при этом заработать гораздо больше денег.

В магазине стройматериалов продаются не только флейцы. Там бывают очень неплохие кисти разной формы. Как с плоским, так и с овальным торцом. Из натуральной щетины и из синтетики. Надо только убедиться при покупке, что волос не обрезан на конце "ступенькой", а оканчивается естественным утоньшением.

Если малярные кисти хорошо подходят для крупных пятен, то для мелочевки можно взять кисти для ногтей. Они обычно сделаны из синтетического волоса и примерно соответствуют художественным кистям размера от 1 до 000. Бывают разной формы и как правило имеют среднюю или увеличенную длину пучка. В наборах эти кисти весьма дешевы. И это приятно, если вспомнить о том, что небольшие кисти для работы над деталями и тонкими линиями изнашиваются довольно быстро.

Значит необязательно покупать только "кисти для художников"?

Миф 2. Для занятий живописью необходимо приобретать только самые лучшие материалы и инструменты.

Самое лучшее обычно означает самое дорогое. Но большинство людей не готовы тратить на материалы и инструменты для живописи очень уж много. И это не только любители. Студенты художественных учебных заведений частенько экономят. Профессиональные художники тоже не всегда пользуются в своей работе высшим качеством по разным причинам. Не обязательно это связано с недостатком средств. Просто они относятся к материалам как к расходникам. И в этом случае материалы просто обязаны быть дешевыми.

Сами по себе качественные материалы не гарантируют, что картина получится достойной того, чтобы ее можно было повесить на стену. Известно, что картины Репина сейчас в очень плохом состоянии. По каким причинам - это отдельный вопрос, но сомнительно, что он экономил на материалах. Другой пример - много хороших работ пропало или находится в близком к катастрофическому состоянии из-за того, что художники в 19 веке использовали красивую (и как тогда казалось качественную) краску асфальт, которая не полимеризуется полностью и поэтому не пригодна для масляной живописи.

Если уж решено приобретать качественные материалы, то их нужно использовать правильно. Например, дамарный лак (или любой другой в котором растворителем является пинен), имеет срок годности. Но кто на это обращает внимание? А ведь скипидар и пинен со временем осмоляются и эти смолы уже не способны полимеризоваться. За пределами срока годности лак использовать нельзя. Ни для покрытия картины, ни для добавления в краску потому что результатом будет вечно липкая, невысыхающая поверхность. Вещь испорчена. Однако люди все время делают так, достаточно почитать форумы.

Конечно есть вещи к качеству которых следует относиться крайне серьезно. В первую очередь это художественные краски и основы для живописи. Если зрителям почти никогда не интересно на каком холсте и какими красками выполнена работа, то галеристы обращают на это внимание. И не зря потому что долговечность картины напрямую зависит от качества этих материалов. Но конечно только в том случае, если результат не будет испорчен сомнительными отступлениями от технологии. Может показаться, что все это важно только для профессионалов, но это не так, достаточно примерить подобную ситуацию к себе.

А что кисти? Действительно, никто ведь не спрашивает какими кистями пользовался художник. Потому что нет никакой разницы чем была нанесена краска. Важен результат. А он зависит почти исключительно от мастерства художника. После приобретения некоторого опыта форма кисти перестает быть очень важной. Хороший художник может использовать любую кисть или даже обойтись вообще без кисти. Он отлично знает, что даже самые лучшие кисти не сделают работу сами.

Любопытно, но для начинающих тоже нет почти никакой разницы чем рисовать. Бывает даже, что они пытаются сделать все одной кисточкой и при этом самой маленькой. Эта детская болезнь быстро проходит, во всяком случае должна.

Принадлежности для занятий живописью бывают самого разного качества - от детских наборов до профессиональных, от замечательно сделанных до отвратительных подделок. И цена не является бесспорным ориентиром в этом море товара. Здесь все точно так же как и в любом другом секторе рынка - есть дорогие и качественные, дорогие но некачественные; дешевые вполне качественные и дешевые ни на что не годные. Ведь это просто бизнес. А мы - просто художники. И имеем право выбрать именно то качество, которое требуется именно нам.

Значит необязательно покупать только "самые лучшие кисти"?

Миф 3. Следует использовать специализированные кисти, которые имеют особую форму волосяного пучка и предназначены для неких специфических работ.

Художники во все времена пробовали работать какими-либо особыми кистями. Они ценили старые вылезшие кисти-растопырки, которые оставляли на холсте совершенный естественный хаос. Шишкин подобными кистями делал кроны деревьев, да и не только их. Иногда новые кисти специально подстригали особым образом чтобы добиться похожего результата.

Современные технологии позволяют получать волосяной пучок практически любой формы. Кроме того, даже одинаковые по форме кисти могут различаться типом использованного в них волоса. Это может быть отличная щетина или так себе щетина, натуральный волос почти любого животного или синтетика, видов которой еще больше. И все эти кисти имеются в продаже.

Пользуются ли профессиональные художники всем этим богатством? Нужны ли такие кисти? Действительно ли эти особенные кисти ускоряют/облегчают/делают сами работу. А если нужны, то какие конкретно? Ведь понятно, что никакого кошелька не хватит попробовать их все.

Самый главный недостаток таких кистей - непредсказуемость мазка. Здесь нужен определенный опыт их использования. Причем особый опыт для каждой "особой" кисти. Это совершенно не рационально. В противоположность этому опытный художник, который хранит для некоторых работ свои старые кисти, отлично знает их свойства. Он способен использовать их таким образом, что всегда получит нужный результат.

Возможно, что на этапе освоения техники гораздо полезнее было бы взять самую обычную, "неподходящую" кисть и работать ею просто для прокачивания навыков. Лишь бы размер был правильным.

Производство материалов для художников ничем не отличается от производства любого другого товара. В этом деле успех сопутствует тому, кто больше продал. А продажи растут если заинтересовать потенциального покупателя, вызвать в нем любопытство. Кисточка хитрой формы - это то же самое, что стиральный порошок с новой формулой.

Значит необязательно покупать эти "особые кисти"?

"Правильная" кисть - на что обратить внимание

Теперь можно посмотреть, что нам предлагают. И попробовать ответить на самый главный вопрос: какие все-таки кисти купить? А если более развернуто - чем отличается одна кисть от другой и как выбрать то что нужно?

Попробуем разобраться учитывая, что нас интересуют кисти для занятий масляной живописью. Требования к кистям при работе в других техниках скорее всего будут другими, хотя в чем-то могут и совпадать.

Поскольку кисть является основным инструментом художника, она должна быть предсказуема, долговечна и удобна.

Предсказуемость - самое важное свойство. Потому что кисть должна оставлять такой мазок, который требуется художнику. И никакой другой. Непредсказуемая кисть очень быстро испортит работу. Конечно дело здесь не только в кисти, но и в умении ею пользоваться. Необходимо знать особенности своих кистей. Отсюда возникает привычка к каким-то типам кистей или даже к конкретной кисти.

Долговечность важна потому что к кисти привыкаешь и когда ее требуется заменить, то может возникнуть хоть и небольшая, но все-таки проблема. Что-то вроде дискомфорта. Хорошая кисть может прослужить десять лет и даже больше, если за ней правильно ухаживать. Но здесь обязательно нужно сделать оговорку: возможен и другой вариант, когда кисти становятся расходным материалом.

По поводу удобства можно сказать лишь то, что каждый понимает это свойство по-своему. Кому-то нравится гладкая ручка, а кому-то - нет. Длинная или короткая. Светлая или темная. Кого-то раздражают ручки зеленого цвета. Здесь все очень индивидуально. Просто надо понять себя и в дальнейшем стараться приобретать такие кисти, которые не будут раздражать. Но это произойдет не сразу.

Какие свойства кисти влияют на перечисленные качества? Вот они:

Размер

На это надо обращать внимание прежде всего. Принцип тот же что и при покраске забора. Маленькой кисточкой делать это долго и красочный слой получится неоднородным. Лучше всего взять настолько большую кисть, насколько хватит смелости. Конечно размер должен соответствовать размеру изображаемого, но не только.

Очень важен еще и диапазон размеров мазков, которые можно делать кистью. Даже большая кисть может иметь острый кончик, плоский или круглый. Это позволит сразу прорабатывать довольно мелкие вещи той же кистью, которая используется для основных крупных пятен. Может не всегда, но часто.

Если кисть подходит по размеру, то работа будет сделана быстрее и качественнее.

Стабильность формы волосяного пучка

Имеется в виду способность кисти принимать и держать форму. Или не принимать, а сохранять изначальную, полученную кистью при ее изготовлении. Оба эти свойства ценны, хотя в одной и той же кисти они почти никогда не присутствуют вместе. Скорее - либо одно, либо другое.

Хорошая податливая кисть в процессе работы может изменять свою форму в соответствии с текущими требованиями. Например, круглая кисть становится плоской когда это нужно художнику. Или распушенной. Опытный художник способен придавать кисти различную форму. В большинстве случаев удобными бывают кисти, у которых волос образует более-менее острый кончик. Сделать кисть тупой несложно, а вот в нужной степени заострить ее может оказаться невозможным.

С другой стороны стабильность формы кисти тоже бывает очень полезна. Она дает возможность дольше работать без необходимости править кисть. А также делает мазки более предсказуемыми.

Казалось бы при покупке правильнее всего ориентироваться на ту форму, которую кисть получила при изготовлении. К сожалению и податливость, и стойкость формы бывает невозможно определить при покупке. Кисти, которые продаются в магазинах для художников, обычно пропитаны клейстером для придания им более привлекательного товарного вида. Это улучшает продажи, но реальная форма кисти остается неизвестной вплоть до ее первого использования. Иногда можно попросить продавца размочить понравившуюся кисть, но это скорее исключение.

Форма волосяного пучка кисти

Два основных типа кистей - круглые и плоские. Они являются основой всех других конфигураций, таких как: сходящийся или расходящийся волосяной пучок; капля; острый, зализанный или рубленый торец; всякого рода просечки и скосы.

Кисти из множества вариаций двух основных форм иногда позволяют ускорить работу, может даже повысить ее качество. Но только если их использовать в таких случаях и такими приемами, для которых они предназначены. Другими словами, фигурные кисти хорошо работают каждая в своей области. Например, кисть для изображения деревьев не слишком подходит для изображения облаков или архитектуры.

В то же время надо понимать, что любую работу можно выполнить практически любой кистью. Если есть навык. Хотя считается, что круглое - это не плоское, а плоское - не круглое, но на самом деле не все так однозначно. Круглую кисточку легко можно превратить в плоскую придав ей форму лопаточки. А узкая сторона плоской кисти иногда может послужить вместо круглой.

Не стОит переоценивать важность формы кисти. В этом слишком велика доля рекламы. Всегда лучше, если кисть подчиняется художнику, а не художник - кисти. Результат не должен зависеть от характера кисти, только от желания художника.

Упругость волоса

Это свойство влияет на стабильность формы волосяного пучка. Удерживать форму помогает сила поверхностного натяжения смеси пигмент+связующее+разбавитель. Поэтому для разных техник существует оптимальная упругость волоса. Например, акварель и масло требуют разной упругости. Чем меньше упругость, тем сильнее сила поверхностного натяжения "склеивает" кисть.

Мягкой кисти, например белке, можно придать любую форму. Другое дело, что она ее сразу потеряет при работе масляными красками.

Более упругие кисти могут принимать нужную форму и сохранять ее неизменной хотя бы несколько мазков. Это часто синтетика, может колонок или близкий к нему по свойствам волос. В этом случае обычно используется краска с добавлением разбавителя. А еще такими кистями (в сухом виде) можно сглаживать или "размахивать" поверхность красочного слоя, если это требуется по замыслу.

Кисть из жесткой щетины неохотно изменяет свою форму и все время норовит вернуться к той, которая была придана ей при изготовлении. Подобные кисти нужны для работы густой красочной пастой.

Еще можно заметить, что чем грубее основа - тем грубее нужно брать кисть. Для холста хорошо подходит щетина, для бумаги - волос. Ну, в первом приближении, конечно. И да, так было раньше. Теперь кисти из синтетики могут быть какой угодно упругости.

Таким образом для разной густоты краски и для разных основ приходится иметь кисти различной упругости. Здесь легко ошибиться. У натурального волоса упругость как правило зависит от толщины - чем он толще, тем кисть получается жестче. У синтетики даже тонкий волос может быть упругим, все определяется технологией производства. А если волос тонкий, то она берет больше краски, что бывает очень кстати.

К сожалению упругость волоса при покупке кисти часто невозможно проверить по той же причине, которая упоминалась выше: кисти, которые продаются в магазинах для художников, обычно пропитаны клейстером.

Длина волосяного пучка

Длинный волосяной пучок способен взять больше краски и поэтому может давать более протяженный мазок. За один раз такой кистью можно закрыть бОльшую площадь холста. Или провести более длинную линию. Зато короткий пучок хорошо подходит для втирания краски в основу, что может потребоваться при работе над имприматурой или подмалевком. Поэтому для нанесения жидко разведенной разбавителем краски требуется одна кисть, а для густой красочной пасты - другая.

Место соединения волосяного пучка и ручки

В старые времена каждый художник умел вязать кисти для себя. Этому учили с подмастерьев. Но постепенно изготовление кистей из кустарного превратилось в фабричное. Давно уже большинство художников предпочитают готовые материалы, хотя тяга к истокам кое у кого осталась. Наверное это полезные навыки - уметь перетирать краски, вязать кисти, делать подрамники, натягивать и грунтовать холсты. Тем более, что собственный опыт помогает отличить при покупке хорошую вещь от посредственной. И потом просто покупать это качество в готовом виде.

Но с кистями возникает большая сложность. Поскольку кисть состоит из двух частей - волосяного пучка и ручки - вся хитрость состоит в том, как их скрепить между собой. Первоначально волос просто привязывали к деревянной палочке, но потом начали использовать специальную обойму (гильзу, капсюль). И эту обойму не сделать в домашних условиях. Во всяком случае это сложно. Но понимать, какой она должна быть, нужно обязательно.

Гильза может быть металлической, если используется деревянная ручка или пластмассовой, если ручка изготовлена из пластика. Плюсы и минусы этих вариантов лежат в области технологии производства. Художнику нет смысла обращать на них внимание.

Единственное требование к месту соединения заключается в том, что оно должно быть надежным. Как со стороны волосяного пучка, так и со стороны ручки. Это очень плохо, когда вдруг в процессе работы из кисти начинает лезть волос или зашатается ручка. Новую кисть с подобными дефектами покупать не стОит. Но если хорошая рабочая кисть разболталась, то это несложно исправить. Обычно проще всего бывает вытащить из обоймы ручку и посадить ее на клей.

Материал ручки

Это может быть хорошее дерево (орех, бук) или не очень подходящее в данном случае дерево (сосна). Другой вариант - пластик. Первое красиво и надежно, но дорого. Второе используется в дешевых кистях, но вполне выполняет свою задачу. Хотя производители могут и здесь перевернуть все с ног на голову.

Пластик намного проще, чем дерево, позволяет делать ручки любой длины и формы, например, треугольные. И он к тому же не требует дальнейшей обработки - шлифовки, покрытия лаком. Это вопрос технологии, но на особенности работы художника это никак не влияет.

Длина ручки

Считается, что кисти с короткой ручкой предназначены для детского творчества, а с длинной - для настоящих профессионалов. Поначалу другой разницы кроме "считается" нет. И та, и другая длина ручки позволяют держать кисть тремя разными способами, точно так же как карандаш (см. заметку "Рисунок" в книге "Живопись маслом - заметки для себя"). Или любыми другими, которые кажутся удобными.

Кисть с длинной ручкой дороже, чем такая же, но с короткой. Потому что - для профессионалов. Если со временем овладеть нужной техникой, то все же длинная ручка обеспечивает бОльшую свободу и, следовательно более разнообразный мазок. А, как известно, разнообразие очень ценится в живописи.

Конечно, как и всегда, бывают особые случаи. Эль Греко с возрастом стал плохо видеть то, что расположено вблизи. Он привязывал свои кисти к ручкам длиной со шпагу и так работал.

Покрытие ручки

Окрашенная или лакированная деревянная ручка имеет глянцевую поверхность и поэтому ее проще держать в чистоте. Это не вопрос гигиены. Просто испачканная в краске ручка кисти загрязнит пальцы, а затем и все вокруг, в том числе холст.

Зато шершавая, ничем не покрытая ручка с меньшей вероятностью выскользнет из руки. Но, с другой стороны, такая ручка из дерева со временем начнет разбухать и усаживаться от воды и начнет болтаться в обойме. А ведь мыть кисти придется в любом случае.

Пластиковая ручка может быть как гладкой, так и с накаткой для придания ей шероховатости.

Кому что нравится.

Некоторые примеры

Конечно магазин для художников в любом случае остается основным источником пополнения запасов материалов и инструментов. Выбирать там кисти - настоящее удовольствие. Но в конце обязательно ждет расплата. В буквальном смысле. Цены там довольно высокие. А качество - разное. Поэтому рано или поздно возникает вопрос: где еще можно найти подходящие для живописи кисти?

Одна из возможностей - посетить магазины строительных материалов или строительные рынки. Здесь можно найти самые разные кисти, причем отличного качества и за сравнительно небольшую цену. Выше уже упоминались флейцы. Но есть и другие варианты.

Кисти из строительного магазина
Кисти из строительного магазина

Еще можно заглянуть в магазины и секции супермаркетов, где продается всякая всячина, например, Фикс-Прайс, Ашан, Магнит, Лента и др. Ну и конечно магазины канцтоваров. В таких местах кисти обычно не самого высокого качества. Зато довольно дешевые, особенно в наборах. Ими вполне можно работать.

На фото ниже показан очень дешевый набор кисточек из рыжей синтетики, которой на удивление удобно работать маслом. У этого материала упругость и толщина волоса таковы, что кисти можно придать любую форму. А острый кончик позволяет делать совсем мелкие вещи. Да, грубо обработанная, ничем не покрытая и слишком уж короткая ручка вызывает досаду. К тому же она плохо закреплена в капсюле. Но за 15 минут этот набор можно привести в порядок и получить 8 хороших кистей по цене половины одной среднего качества кисти из магазина для художников.

Набор кистей из рыжей синтетики
Набор кистей из рыжей синтетики

Можно еще вспомнить об Интернет-магазинах. Как правило там большой выбор кистей, но при заказе всегда надо точно знать что требуется. И понимать, что вполне можно получить не совсем то, что хотелось. Зато в онлайн магазинах попадаются на первый взгляд совершенно "непрофильные" вещи, которые тем не менее отлично подходят для живописной работы. Например инструменты для дизайна ногтей.

Набор кистей для дизайна ногтей
Набор кистей из синтетики для дизайна ногтей

На фото выше показан наверное один из самых дешевых наборов такого рода, бывают дороже и в лучшей комплектации. Кроме кисточек для тонких работ в комплект входит "не кисть", которая имеет металлический наконечник с шариком на конце - доттер (или дотс). Этим инструментом удобно не только ставить точки, но также процарапывать свежий красочный слой или счищать засохшую краску с горлышка тюбика. Во всяком случае он гораздо удобнее, чем зубочистка.

Кто здесь главный?

Возможно эта заметка может показаться несколько провокационной. Но все становится на свои места, если проследить то, как происходит овладение инструментом. Любым инструментом. В том числе и кистью.

Первое время мало что получается. Нельзя взять в руки напильник, гаечный ключ или паяльник и сразу умело работать им. С кистями то же самое. Сначала все плохо. Поэтому кажется, что для каждой работы нужна кисть какой-то определенной формы и только тогда начнет получаться. Ведь не зря же в магазинах для художников их так много разных. Вот и появляется в арсенале начинающего художника всякая экзотика, которая тем не менее не очень то помогает в работе. Постепенно, по мере овладения техникой, становится более-менее все равно какой кистью что делать - получается, и даже вроде бы неплохо получается. На следующем этапе возрастают требования к качеству и становится понятно, какая кисть удобнее в том или ином случае, с чем она лучше справляется. И так далее - классическая спираль с повторением уже достигнутого, но на более высоком уровне.

Ну а мастер, который в совершенстве владеет инструментом, поворчит и сделает всю работу тем, что есть под руками, причем сделает отлично. Интересно, что при достижении художником некоторого уровня становится почти не важно что изображено на его картинах, вся магия заключается в том как это изображено.

Но это - мастер, которому годится все: кисть, мастихин, щепка, зубная щетка, тряпка или губка, палец или даже вся рука... А пока эти этапы еще нужно постараться пройти. И на этом пути поход в магазин товаров для художников выглядит как праздник. Он, приносит массу положительных эмоций и стимулы для работы, что тоже очень даже неплохо.

Кисть - чрезвычайно простой, если не сказать примитивный инструмент. Конечно за много веков она претерпела значительные изменения. И все же по сути осталась всего лишь палочкой с пучком волос на конце. При этом удивительно: несмотря на то, что появились улучшенные основы для живописи, краски, которых раньше не было, новые приемы - кисть по-прежнему остается главным инструментом художника. Еще бОльшее удивление вызывает тот факт, что с помощью этого незамысловатого инструмента можно делать такие замечательные вещи как картины. Как же так получается?

А все дело в том, что кисть находится в руках художника. Его умение все и определяет.