"Живопись маслом - заметки о разном"

Земляные краски


Автопортрет, 1659 год. Фрагмент

Рембрандт Харменс ван Рейн

Рембрандт Харменс ван Рейн. Автопортрет, 1659 год. Фрагмент

Похоже, что земли - это самые первые пигменты, которые использовали художники. Размолотый известняк для белой краски; уголь или зола для черной; соединения железа, марганца и других металлов в виде глины - для цвета. Как ни странно, но почтит все это в ходу и сейчас. Современная живопись сделана не без помощи тех же материалов, что и рисунки времен палеолита.


Бык (Пещера Альтамир, Испания)

Бизон.

Прошли тысячи лет, а для фрески во времена возрождения применяли, и до сих пор применяют все те же охру, сурик, сиену, умбру, зеленую землю (волконскоит) и другие минеральные пигменты естественного происхождения. Оказалось, что эти пигменты, пролежавшие миллионы лет в земле, лучше других выдерживают едкую известковую среду сырой фрески.

Точно также в масляной живописи старых мастеров пигменты во многом остались теми же. Без земляных красок и здесь не обошлось: имприматура и подмалевок полностью делались ими. Да и пропись во многом тоже. При такой технике пространство картины получалось цельным и в то же время цветовое решение не было однообразным. Секрет старой живописи во многом заключается в скупой палитре художника и его мастерстве при использовании этой палитры. Вот, например, какие краски использовал Рембрандт (но не все вместе в одной картине): охру желтую, охру красную, умбру, зеленую землю, вандик, свинцовые белила, кость черную. Для акцентов он мог добавить в них краплак, свинцово-оловянную желтую, киноварь. Но основу составляли земли.

Интересно, что неяркое своеобразие голландской живописи 16-17 веков отчасти вызвано длительной войной за независимость протестантских Нидерландов от католической испано-португальской империи. Всевозможные ограничения (санкции) в отношении Нидерландов привели в том числе и к дефициту импортных художественных красок. Результат: художники сумели с успехом "импортозаместить" их своими неброскими и дешевыми землями.

В более поздние времена кое кто из художников сознательно и полностью отказывался от НЕ земляных красок. Например, так делала "амазонка русской живописи" Элеонора Жарёнова. И даже в этом случае некоторые достигали успеха. Хотя это довольно странное желание для художника - лишить свои картины необходимых им акцентов цвета. Отсутствие ненужного догматизма в творчестве Рембрандта, который при необходимости усиливал земляные краски, кажется более правильным.

Что же это за краски - земляные? В основном к ним относят те, пигменты которых имеют отношение к почве, глине, песку. До сих пор есть места, где пигменты добывают так же как в старину. Хотя надо понимать, что граница всегда была условной. Тот же ультрамарин никто не называет земляной краской, но ведь не на деревьях же растет лазурит из которого его делали. А еще многие природные соединения научились синтезировать. Они уже вроде бы перестали быть землями, но при этом точно соответствуют оригинальным пигментам.

Вот некоторые свойства земляных красок, общие для всей группы.

Сначала положительные:

Конечно есть и недостатки (или как принято говорить - особенности):

Вот несколько примеров земляных красок серии "Мастер-Класс" завода художественных красок "Невская палитра". Все выкраски сделаны на белом грунте и состоят из трех частей (слева направо):
- разбел титановыми белилами, что позволяет лучше увидеть цвет краски;
- толстый слой поверх черных вертикальных линий - тест на укрывистость;
- тонкий слой поверх черных вертикальных линий - демонстрация прозрачности.

Очень рекомендуется сделать подобные выкраски самостоятельно. Это позволит лучше понять свойства имеющихся красок.

Умбра

Умбры имеют конкретный, классический коричневый цвет. Но это не простой коричневый, а сложный и интересный.

В серии красок "Мастер-Класс" имеются две умбры: натуральная ленинградская и жженая. Казалось бы умбра жженая - это просто умбра натуральная с добавлением черного, который должен появиться в процессе обжига при сгорании органических примесей. Но нет, все наоборот. В натуральной ленинградской как будто присутствуют холодноватые сизые оттенки сухого асфальтового тротуара, даже может черные оттенки. А умбра жженая имеет скорее теплый оттенок.

Умбра натуральная ленинградская.
Умбра натуральная ленинградская.

Умбра жженая.
Умбра жженая.

Обе краски обладают высокой светостойкостью. И они совершенно непрозрачные, их укрывистость очень высокая даже в тонком слое.

Натуральная ленинградская умбра очень темная, не черная, но стремится к ней. В скользящем свете она просто черная, как бок вороного жеребца. Если нужно еще чернее, то достаточно подмешать к ней голубую ФЦ и/или краплак. Это может понадобиться для теневых (или влажных) участков земли, для коры деревьев.

Жженая умбра больше чем натуральная подходит для "более живых" объектов, таких как навершие камыша, тонкие ветки. Интересно, что эта краска похожа на марс коричневый, но с теми отличиями, что марс - прозрачный и некоторые считают, что он попроще по цвету, просто коричневый.

Если умбры смешивать с окисью хрома и/или кадмием желтым (светлым, темным, лимонным) - можно получить множество оттенков зеленого для деревьев, кустарников и травы - в тени.

Сильно разбеленные умбры, особенно натуральную, можно с успехом использовать для темных частей облаков и туч.

Охра

В составе серии красок "Мастер-Класс" есть несколько охр: светлая, темная Котайк, желтая, золотистая, красная. Все они могут быть отнесены к краскам желтого цвета. Именно желтый, а не коричневый. И даже не светлый коричневый. Желтый.

Охра золотистая.
Охра золотистая.

Просто надо понимать, что этот желтый очень деликатный, он не давит на глаза и не делает картину желтушной. Но придает изображению ненавязчивую теплоту и естественность. Это интеллигентная краска: она может успокоить любой цвет. За это охры и любят художники. Есть даже такая присказка: "Если не знаешь, что добавить - добавь охру".

Как все желтые краски, охры позволяют получить зеленые колера, если добавить к ним синюю краску. Эти колера будут не только разнообразными, но и очень спокойными. Даже голубая ФЦ несколько теряет свою напористость если она смешана с охрой.

В смеси с красными и оранжевыми охры хороши для облаков. И даже для неба иногда, бывает такое "песочное" небо.

Все охры полупрозрачны и их можно использовать как полулессировочные. Но в достаточно толстом слое они укрывистые, хотя закрыть предыдущий слой охрой надо еще постараться. Это их свойство очень ценно потому что позволяет делать на холсте сложные и интересные цветовые переходы на нижнем и уже просохшем красочном слое. Конечно охры можно укладывать и в чистом виде, прямо из тюбика. Хорошие результаты получаются и при их смешении прямо на холсте с сырым предыдущим слоем.

Сиена

"Мастер-Класс" предлагает две сиены: натуральная и жженая.

Сиены имеют светлый коричневый с оранжевой или красной ноткой оттенок. Как охра, только теплее и не желтая. Живое тепло осеннего солнца. Краска именно живая и теплая. То, что это довольно теплый цвет, становится особенно заметно в соседстве с любыми более холодными, такими как зеленый, серый и конечно синий.

Сиена натуральная.
Сиена натуральная.

Сиены полупрозрачны, в этом отношении они похожи на охры. Но, поскольку сиены теплее, они хороши для первого слоя живописи. Это использовали старые мастера. Такой подмалевок (или имприматура) "оживляет" картину в целом.

Красные

Нет, это просто название раздела. А краски называются шахназарская красная и английская красная.

Несмотря на свои названия, шахназарская красная и английская красная считаются коричнево-красными. Но все же они красные. Неяркие, не такие как кадмии. Скорее как осенняя листва. И они хорошо подходят для таких пейзажей.

Шахназарская красная - это в самом деле земляная краска, из земель Армении. Она полупрозрачная и может использоваться для лессировок. Красивая и спокойная краска.

Английская красная - это не земля, а искусственная железоокисная краска, продукт химической реакции. Она обладает сильной кроющей способностью и имеет более агрессивный оттенок красного. И более холодный.

Рядом они оказались потому, что довольно похожи по цвету.

Шахназарская красная.
Шахназарская красная.

Английская красная.
Английская красная.

Волконскоит

Это краска сложного, очень интересного зеленого-оливкового цвета. Волконскоит - необычный пигмент, такой цвет нечасто встречается в природе. И название у него необычное. Считается, что этот зеленый глинистый минерал был назван в честь князя П.М. Волконского. И в самом деле - цена у него княжеская.

Волконскоит, размер образца примерно 1,5 см. Фото Н.А. Колтовой взято из GeoWiki - открытой энциклопедии по наукам о Земле.
Волконскоит, размер образца примерно 1,5 см.
Фото Н.А. Колтовой взято из GeoWiki - открытой энциклопедии по наукам о Земле.

Как и все земляные краски, волконскоит сохраняет свои свойства если не вечно, то во всяком случае долго. Он определяется в иконах начиная с XI века. А может художники использовали его и раньше.

Волконскоит.
Волконскоит.

Волконскоит обладает слабой интенсивностью. Это хорошо видно на выкраске: непрозрачные титановые белила съели зеленый цвет почти полностью.

Пишут, что в толстом слое волконскоит растрескивается. Между тем его просто не получится нанести толстым слоем. Краска имеет консистенцию почти растаявшего сливочного масла. Видимо это свойство придает краске сам минерал. Такой же он делает любую краску в смесях. Поэтому не надо пытаться наносить волконскоит толстым слоем. Это именно лессировочная прозрачная краска, так ею и следует пользоваться.

Смеси конечно делать можно. С прозрачными же красками, по-другому смысла не имеет.

***

Здесь конечно упоминаются не все краски на основе земель. Их очень много, в каждой местности художники прошлого искали и часто находили буквально под ногами нужные для работы пигменты. И названия им давали по имени той местности, где эта находка обнаруживалась.

С развитием химии появилось множестве красивых и ярких пигментов. Некоторые из них оказались достаточно стойкими для того, чтобы их можно было рекомендовать художникам. Разумеется нет никакого резона от них отказываться. С ними живопись стала ярче и вроде бы привлекательней. Но точно также не стОит отказываться от земляных красок. Они могут быть той цветовой основой, которая держит всю картину.

Но здесь есть проблема. Кино, телевидение и реклама "выбили" зрителю глаз, люди перестали обращать внимание на то, что само не бросается на них с экрана. А там сплошные кричащие цвета вроде красных кока-кола и феррари; желтых до тошноты; зеленых, которые не имеют ничего общего с естественной зеленью природы. Вот и получается, что, поскольку земли по своей природе не очень яркие, выбор художника часто останавливается на кадмиях, кобальтах, хромах, и на синтетических красителях, которые еще ярче. Ведь картина должна приковывать к себе внимание - потому что в конечном счете ее надо продать. А земляные краски - это микропереходы цвета, работа с оттенками, внимание к освещению картины как в студии, так и у покупателя. Это не так уж просто и требует определенной квалификации. Которой часто не хватает. Другими словами вкус к использованию земель и нужные для этого навыки определенно во многом отсутствуют. А без них получается что-то серенькое, невзрачное. А то и просто "земляная грязь".

Для старых мастеров земляные краски составляли основу их палитры. Сейчас, хотя в это трудно поверить, ситуация бывает обратной: у художника может вообще не быть ни одной земли. И ему приходится составлять нужный колер из того, что есть. А такой колер рано или поздно понадобится. Конечно цвет, похожий на какую-либо земляную краску, можно получить смешением других. Например комбинируя желтую, красную и коричневую краски. Но у настоящих земляных красок все равно будет преимущество естественности и поэтому они выглядят интереснее. Не говоря о том, что они стабильнее в времени.

Хватает и заблуждений. Например, некоторые художники считают, что земли нельзя использовать для изображения неба и тем боле облаков: земля для земли. Но ведь это не так. И охра, и даже умбра очень хороши для этого. Просто надо присматриваться к натуре, к картинам хороших художников, пробовать самим. Тогда все станет понятно.

И уж конечно земляные краски идеально подходят для изображения архитектуры, предметов интерьера, портретов людей и животных. А для изображения земли во всех ее проявлениях - и подавно: горы и пустыни; дороги и тропинки; обрывы и овраги; дно водоема и пляж...

На самом деле землями можно изобразить все. Они просто требуют немного больше внимания, но зато и результат может удивить своей естественностью.

А новые яркие краски позволят сделать нужные акценты. Как у Рембрандта.