"Живопись маслом - заметки о разном"

Индийская желтая


Американские суда у скалы Гибралтара

И.К. Айвазовский

Американские суда у скалы Гибралтара. И.К. Айвазовский

Айвазовский говорил, что везде видит одни и те же цвета - определенные синие, определенные красные и т.д. Наверное что-то похожее может повторить любой художник. В том числе и о желтом цвете. Как известно, наше Солнце - это желтая звезда. Поэтому неудивительно, что в окружающей нас реальности желтый цвет присутствует почти всюду. Если присмотреться, то освещенные части облаков, белый камень на солнце, отблески на волнах и многое другое выглядят очень похоже по цвету. Солнечный свет, пусть и сильно приглушенный, присутствует даже ночью, если есть Луна или хотя бы отсветы от нее - ведь Луна сама по себе не светится, а только отражает все тот же солнечный свет. Конечно это не только желтый, солнечный спектр гораздо богаче. Но желтый все же доминирует. И для нас это привычно и комфортно. Не случайно люди стараются устроить так, чтобы искусственное освещение было как можно ближе к естественному, солнечному.

Все это надо уметь правильно изображать. Но именно с желтыми и оранжевыми пигментами возникает много проблем. То краски слишком бескомпромиссные, как например кадмии. То робкие и слегка грязноватые, если брать охры. И кадмии, и охры конечно замечательные краски, если они находятся на своем месте. Когда нужно выделить объект цветом, то кадмии это то, что нужно. Изображенный на холсте красный автомобиль в потоке машин или желтое платье в толпе сразу бросаются в глаза. Но часто требуется более мягкое цветовое решение. В таких случаях могут подойти охры, которые очень хороши для изображения не только песка или камня, но и для множества других объектов. А вот для неба или бликов они не очень подходят. Хотя их можно здесь использовать, но они все же несколько тускловаты. Конечно смеси позволяют получить более-менее нужный результат, но они почти всегда очень заметно теряют насыщенность. И к тому же мутнеют от белил, потому что почти все желтые краски непрозрачны и для их высветления белила все же приходится использовать.

Действительно, яркие места не должны быть очень насыщенными по цвету. Но и мутными они тоже выглядят как то неправильно. Складывается впечатление, что с картиной в целом что-то не так. Появляется неудовлетворенность результатами работы. В подобной ситуации индийская желтая может оказаться настоящим спасением. По сравнению с кадмиями она менее резкая, но более насыщенная и чистая, чем охры. Считается, что это не обязательная краска в палитре, ее редко советуют использовать начинающим. Но зачем же отказываться от "золотой" середины среди желтых?

Индийская желтая - это теплая, даже жаркая, поистине солнечная краска. Не совсем желтая, но и не оранжевая. Краска настолько деликатная, что ее можно использовать (с осторожностью) даже в растяжке с неярким голубым, например при изображении неба. Удивительно, но тот зеленый, который проявляется, скажем, при смешении церулеума и индийской желтой не режет глаз и даже может быть очень к месту. Важно только не злоупотреблять количеством пигмента для чего можно добавлять либо белила, либо разбавитель.

Что очень ценно - краска прозрачная. Это ее свойство позволяет использовать индийскую желтую для классической лессировки по просохшему красочному слою. Или наоборот, тонко протереть холст индийской желтой совсем без белил в самом начале работы над картиной. При этом цвет останется насыщенным, ярким и неповторимо теплым. И этот отсвет получит вся работа, если не делать красочный слой толстым.

А вот на темных грунтах индийскую желтую применять не стоит, что вполне понятно.

Если смешивать индийскую желтую с голубой ФЦ, то можно получить множество оттенков прозрачного зеленого. Смесь с краплаком даст богатую гамму прозрачных оранжевых. Конечно для смесей можно использовать и непрозрачные краски, а также получать коричневые колера. Как уже говорилось, индийская желтая очень деликатная краска. Фактически ее можно смешивать почти с любым другим цветом. Есть даже такой прием, когда при работе над картиной во все колера добавляют в небольших количествах одну и ту же краску, и делается это для того, чтобы получить целостное цветовое решение. Индийская желтая вполне может использоваться таким образом. Особенно, если делать это прямо на холсте, в тонких слоях.

Индийская желтая очень хороша для неба и облаков. Смесь голубой с индийской желтой и небольшим количеством краплака (и белилами) даст голубовато-серый колер неба, а освещенные места облаков днем почти всегда имеют не белый цвет, а цвет (что совсем не удивительно) сильно разбеленной индийской желтой.

Оригинальная индийская желтая краска имела органическое происхождение. Она была не очень светостойкая. Хорошо это или плохо, но технология ее производства в настоящее время утеряна. Хотя долгое время считалось, что пигмент получали из мочи коров, которых кормили листьями манго, современные исследования старых картин это не подтвердили. Скорее всего для этой краски использовалось какое-то растительное сырье.

Производство оригинальной индийской желтой давно прекратилось. Но краска была настолько любима художниками, что делалось множество попыток ее воссоздать. То, что продается сегодня в магазинах - это имитация, и она более или менее похожа на оригинал. Конечно у разных производителей рецептура разная. В серии масляных художественных красок «Мастер-Класс» завода художественных красок «Невская палитра» индийская желтая состоит из смеси двух пигментов:

Получилась краска 2 в 1. Ею одной можно сделать тонкое небо и более плотные облака. И даже другие объекты. И все это будет смотреться гармонично, иначе говоря - естественно. Что и требуется в живописи.