"Живопись маслом - заметки о разном"

Как растянуть небо


Пейзаж с горным озером

М.К. Клодт фон Юргенсбург

Пейзаж с горным озером. М.К. Клодт фон Юргенсбург

Многие живописные жанры требуют умения изображать небо. Оно может быть основой всей картины, как часто происходит в пейзаже, или может нести вспомогательные функции, как иногда бывает в портрете. Эта заметка объясняет как можно добиться хорошего результата при создании безоблачного неба и является дополнением к разделу "Мутные среды" из книги "Живопись маслом - заметки для себя". Речь пойдет примерно о таком небе, как на картине Клодта. Чистое, без облаков. Но с дымкой ближе к горизонту. И с градиентами цвета и тона по вертикали и по горизонтали для двух или трех колеров.

Похоже, что существуют некоторые правила, более-менее обязательные для выполнения, которые надо соблюдать при работе над небом. Если попробовать их сформулировать, то можно предложить, например, такой вариант.

Наверняка своя схема работы над небом, найденная в процессе обучения или после многих проб и ошибок, есть у каждого художника. Ну а если такой схемы пока нет и нужно с чего-то начинать, то можно попробовать некоторые простые приемы, которые помогут ее создать. Ниже речь пойдет именно о них. Интересно, что хотя этих приемов немного, небольшие вариации их выполнения приведут к появлению сильно отличающихся друг от друга результатов. Именно это дает возможность выработать со временем удобный для себя алгоритм, позволяющий добиваться того, что было задумано.

И всегда надо помнить еще одно незыблемое правило: никто не может запретить работать как-то совсем по-другому.

Небо без облаков кистью

В данном случае используется щетинная кисть самого большого размера, на который хватит смелости. Вообще это хорошая привычка - работать большой кистью. Не только с небом, но и с любыми другими объектами. Это экономит время и дает более цельный результат, а еще появляется уверенность. Деталями можно и нужно заниматься потом. Хотя на самом деле и большая кисть позволяет изобразить довольно много подробностей, если они нужны.

Для неба удобны плоские кисти, но это не принципиально. В небе нет резких геометрически узнаваемых элементов. Обычно там все изменяется плавно. Такое можно сделать любой кистью. Поэтому форма кисти и длина волосяного пучка должны быть всего-навсего такими, которыми удобно/привычно работать, больше ничего не требуется.

Для каждого базового цвета будущей растяжки требуется своя кисть. Это поможет сохранить чистоту и яркость красок. На реальном небе не бывает грязи. Конечно можно каждый раз хорошо очищать кисть при смене колера, но это скорее всего будет не очень удобно. Впрочем, многие так делают и не испытываю особых проблем. С другой стороны, если колера при смешении не дают грязи, например, синий и розовый, то работа недоочищенной кистью тоже может дать интересные результаты.

Консистенция краски - прямо из тюбика. Для получения плавного перехода одного цвета в другой в краску добавляются белила, тем больше, чем ближе она кладется к месту перехода одного цвета в другой, с учетом контекста изображаемого. Белила обычно бывают заметно гуще других красок, поэтому их скорее всего придется слегка разбавить, например, маслом. Но масла не должно быть много. Оно конечно улучшит разносимость краски, но может привести к появлению грязного колера. К тому же в первом слое живописи не должно быть много масла. Поэтому художники используют в подобных случаях разбавитель или тройник. Краска остается достаточно подвижной не очень долго из-за того, что разбавитель быстро улетучивается, а лак в тройнике быстро застывает. При этом может возникнуть гонка со временем и здесь уже нельзя медлить, хотя времени обычно хватает.

Интересно, что ночное небо может не потребовать белил вовсе.

Хорошие результаты дает совместное использование прозрачных красок в верхней части неба с постепенным переходом к непрозрачным в нижней. Например, смесь прозрачных голубой ФЦ, краплака и индийской желтой в правильных пропорциях позволяет получить подходящий в некоторых случаях колер для верхней части неба. Постепенное добавление в эту смесь титановых белил даст ослабление тона, цвета и увеличение "дымки" при движении к горизонту. Этот совет не является обязательным к выполнению всегда, но может пригодиться.

Краска наносится на загрунтованную основу в таких количествах, чтобы ее хватило на равномерное покрытие намеченного участка холста. Но без излишков. Оптимальный слой краски в целом хорошо закрывает белый грунт, который иногда остается виден только в местах касания отдельных щетинок кисти. Если краски мало, то ее сложно будет равномерно разнести по намеченному участку. Очень важно не оставлять обделенных краской участков, а тем более пропусков так как потом на борьбу с ними и с той неоднородностью, которую они создадут может уйти довольно много времени. С другой стороны, если краски слишком много, то при работе над растяжкой опять же появится грязь.

Чтобы не отвлекаться на форму перехода цвета/тона в растяжке, которая может быть довольно непростой, можно вначале нанести полосу чистых белил по границе смешения колеров. Некоторые художники перед началом работы покрывают жидковатыми, "сметанной консистенции" белилами весь холст. Это обеспечивает хорошее скольжение кисти по основе, но, кроме большого расхода краски, создает опасность "утонуть" в этих белилах. И конечно требует закончить всю картину за один, максимум два сеанса.

Теперь можно начинать смешивать колера чистой сухой кистью. Кисть, которая только что была вымыта в разбавителе не подойдет, сначала она должна высохнуть, а на это скорее всего не будет времени. Это один из возможных ответов на вопрос: зачем художникам так много кистей?

Постепенно, короткими мазками во всех направлениях, последовательно, проходится вся растяжка. Два шага вперед, один - назад, очистка кисти тряпкой. Допустим некоторый хаос в движениях для того, чтобы получить мерцание одного цвета в другом. При необходимости можно пройти ее еще раз в том же или в обратном направлении, снова чистой кистью. Но увлекаться этим не стоит. Если сделать много проходов, то вместо растяжки скорее всего получится однородно закрашенная поверхность нисколько не похожая на небо.

При выполнении растяжки естественным образом возникают варианты. Например, если работать теми же кистями, которые использовались для нанесения базовых колеров, то смешение будет происходить очень активно и результат будет получен быстро. Так можно делать, если цвета растяжки более-менее близки на цветовом круге. Хорошая пара - желтый и красный кадмий. А вот в случае выбора дополнительных друг к другу цветов почти гарантированно появится грязь (что не всегда плохо, все зависит от замысла). Поэтому в такой ситуации рекомендуется периодически вытирать кисти сухой тряпкой или вообще использовать только чистые и сухие, меняя их по мере необходимости.

На иллюстрации ниже родственные колера вблизи солнца не создают проблем, а грязь при смешении синего и красного вполне может сойти за облака (на которые не нужно обращать внимание, сейчас речь только о небе).

Небо, сделанное щетинной кистью
Небо, сделанное щетинной кистью.
Фрагмент
Фрагмент.

На небе, сделанном щетинной кистью обязательно останутся ее следы. Это видно на фрагменте справа. Эти следы можно попытаться загладить широкой мягкой кистью, если это требуется. Движения могут быть горизонтальными, вертикальными или под произвольным углом, касания очень легкими, практически без нажима. Тонкие и мягкие волоски сделают поверхность красочного слоя более гладкой и однородной.

Метод работы над небом кистью не плох и не хорош. Он просто один из многих, все определяется замыслом и предпочтениями художника. Видно, что при работе кистью возникают вариации, которые дадут достаточно сильно отличающийся результат. Еще большее разнообразие можно получить, если несколько усложнить процесс. Когда нужно получить действительно гладкую поверхность, то работу можно продолжить торцеванием.

Небо без облаков торцеванием

Суть приема понятна из его названия. Кистью делают не мазок, а тычок ее торцевой частью. На практике это обычно выглядит как множество мелких ударчиков кистью по основе с уже нанесенным сырым красочным слоем. Кисть располагается перпендикулярно основе и постепенно перемещается по тому пространству, над которым идет работа. Перемещение кисти должно быть таким, чтобы те ее части, которые уже побывали в каком-либо колере, по возможности и дальше оставались на нем. Например, если растяжка делается по кругу, скажем вокруг солнца, то перемещать кисть нужно с соответствующим поворотом вокруг ее оси.

Физика процесса торцевания состоит в том, что мелкие частички краски остаются на кончиках волосков кисти и постепенно переносятся на новые места в виде почти незаметных глазу точек. Это создает плавный переход, растяжку.

Какие кисти подходят для этого приема? Так же, как и в других случаях, чем гуще краска, тем более жесткой должна быть кисть. И чем меньше краски уложено на основу, тем гуще должен быть волосяной пучок. Удобно использовать кисть с плоским торцом, такие продаются в строительных магазинах. Но можно взять и каплеобразную или даже распушенную как метла. При этом результат может получиться очень разным. Многое зависит и от силы нажима. Так что здесь опять есть возможность выбора нужной техники.

Торцевание неба можно продолжить прямо с того места, где мы остановились работая щетинной кистью. Довольно большое количество уложенной краски приведет к тому, что будет получен плотный, хорошо закрывающий грунт красочный слой. Но, поскольку краски много, ее смешение происходит очень интенсивно и велика вероятность получить грязь или даже однородный, "малярный" красочный слой. Поэтому нужно использовать чистые или хорошо очищенные щетинные кисти и близкие по расположению на цветовом круге краски. А также внимательно следить за тем, что получается.

Все меняется, если предварительная работа выполнена меньшим количеством краски. Для этого на предыдущем шаге нужно сделать колер более жидким с помощью разбавителя (пинена или уайтспирита). Таким жидким, как только можно, но чтобы он не стекал с основы. После нанесения краски кистью нужно выдержать паузу 10-15 минут для того, чтобы разбавитель испарился. Это позволит получить очень тонкий, хотя и неоднородный, слой на белом грунте. Неоднородным он будет потому, что при таком небольшом количестве пигмента сложно получить мазки одинаковой плотности по всей их площади. Хотя опытные художники умеют, особенно те, кто владеет акварелью. А это по сути и есть акварельная техника в масляной живописи.

Красочный слой получается настолько тонкий, что почти не оставляет следа если провести по нему пальцем или сухой кистью. Но на самом деле масляная краска все еще остается жидкой, хотя она и впиталась частично в грунт. Концы волосков кисти оказывают значительно бОльшее давление на поверхность основы, чем палец или боковая поверхность кисти. Поэтому они все же способны забрать (и отдать) небольшое количество краски. Это позволяет применить прием торцевания. Используется большого размера, мягкая, но упругая и густая кисть, теперь уже из синтетики. За такими кистями можно зайти в ближайший строительный магазин. Подойдет и кисть из натурального волоса, если она достаточно упругая.

Кисть конечно же будет набирать гораздо меньше краски, чем в предыдущем случае. Понятно, что процесс будет идти медленнее. Но зато контролировать его становится проще и вероятность получить грязь теперь гораздо меньше. Даже далекие друг от друга на цветовом круге краски могут неплохо соединяться. К тому же постепенно исчезнут следы от кисти. Но конечно же торцовочную кисть все равно нужно периодически очищать сухой тряпкой или менять на чистую.

Результат оказывается очень интересным. Во-первых, через красочный слой просвечивает белый грунт, что может позволить не использовать белила. Это сделает небо ярким, а его цвет насыщенным. Во-вторых, тонкий красочный слой никогда не отслоится и не потрескается, если выбран хороший грунт.

На иллюстрации ниже показан результат торцевания тонкого красочного слоя. Голубой - это церулеум, синяя с зеленоватым оттенком краска. Чем ближе к горизонту, тем больше добавлялось белил. На фрагменте видно, насколько однородным получается красочный слой.

Небо, полученное торцеванием тонкого красочного слоя
Небо, полученное торцеванием тонкого красочного слоя.
Фрагмент
Фрагмент.

На следующей иллюстрации показан еще один пример неба, выполненного торцеванием тонкого красочного слоя. Использовались голубая ФЦ и индийская желтая.

Еще пример неба, сделанного торцеванием тонкого красочного слоя
Еще пример неба, сделанного торцеванием тонкого красочного слоя.

Интересно, что здесь почти нет паразитного зеленого, который практически всегда появляется при смешении голубого и желтого. Если бы красочный слой не был таким тонким, то зеленый появился бы обязательно.

Торцевание делает небо микромерцающим, ведь в этом случае на колер одного тона накладываются крошечные фрагменты другого. При тонком красочном слое это особенно заметно. Если для неба использованы не два, а больше колеров, то оно будет еще интереснее. Для того, чтобы мерцание было более заметным, если такое требуется, можно не очищая кисть специально вводить цвет в те области, которые были до этого закрыты другим колером.

Важное замечание: почти всегда торцевать надо всю область неба, даже если кажется, что какой либо из колеров должен оставаться чистым. На иллюстрации можно заметить справа над горизонтом желтую область, которая выглядит довольно навязчиво. Видна та граница, где торцевание было остановлено. В данном случае это ошибка, надо было пройти все поле. С другой стороны, не всегда надо делать именно так, все зависит от задачи и возможно позднее там будет изображено скопление далеких облаков.

Еще один момент. Почему создается иллюзия того, что облако висит в небе? Это происходит из-за контраста между тоном и цветом облака и неба слева и вверху и справа и внизу. Но об облаках лучше поговорить отдельно.

После торцевания можно оставить все как есть и это выглядит достаточно хорошо. Но можно и пройтись мягким флейцем и загладить поверхность в определенном направлении горизонтальными, вертикальными, наклонными или даже спиралевидными очень легкими движениями.