"Живопись маслом - заметки о разном"

Белила


Зимний пейзаж

Иван Константинович Айвазовский

Зимний пейзаж. Иван Константинович Айвазовский

Какие белила лучше использовать в масляной живописи - титановые или цинковые? И зачем вообще нужны разные белила?

Ответ: и те, и другие - каждые в своей ситуации потому что они действительно разные.

У титановых и цинковых белил есть общие свойства. Они светостойки, устойчивы к воздействию окружающей среды, не токсичны, совместимы с большинством других художественных красок. Но имеются и существенные различия.

Титановые белила и цинковые белила - это не одно и то же
Титановые белила и цинковые белила - это не одно и то же.

Основой художественных титановых белил является двуокись титана. Это соединение считается безвредным и используется даже в парфюмерной и пищевой промышленности. Правда, в последнее время в этом стали проявлять некоторую осторожность. И все же титановые белила в плане токсичности скорее всего являются самой безопасной краской.

Частички двуокиси титана в зависимости от метода их получения могут иметь различные форму и размер, что влияет на свойства краски. Это одна из причин, почему титановые белила разных производителей могут несколько отличаться. Впрочем, это относится к любой краске.

Особенности качественных титановых белил:

  • Они имеют сильные кроющие свойства. Этими белилами можно наглухо закрыть неудачный фрагмент, если его планируется в дальнейшем переделать. Добавление даже небольшого количества титановых белил в любую краску заметно повышает ее кроющую способность.
  • Титановые белила имеют высокую разбеливающую способность. Добавление даже небольшого количества титановых белил в любую краску сильно осветляет ее (конечно при соответствующем уменьшении насыщенности цвета).
  • Эти белила придают красочным смесям мутность, мыльность.
  • Цвет. Многие художники считают титановые белила самыми белыми, другие отмечают в них слабый кремовый оттенок.
  • Титановые белила как правило довольно густые и поэтому неподатливые для кисти. Из-за этого в них обычно добавляют немного масла уже на палитре.

Особенности титановых белил определяют область их применения - они используются для приготовления светлых колеров, нужных при нанесении корпусных мазков или бликов, которые почти всегда непрозрачны.

Основой художественных цинковых белил является окись цинка, которая представляет собой очень легкий мелкодисперсный порошок. Частично окись цинка вступает в реакцию с маслом, образуя цинковое мыло, что несколько уменьшает прочность красочного слоя.

Особенности качественных цинковых белил:

  • Они полупрозрачные, намного менее укрывистые, чем титановые белила.
  • Чтобы осветлить краску, цинковых белил надо много. Зато при этом даже кроющие краски приобретают некоторую прозрачность, что может быть полезно. Например, для теней. Да, в тенях тоже можно использовать белила. Иногда.
  • Как чистые цинковые белила, так и смеси с ними сохнут дольше других красок - около 3 недель или даже больше. Это может загрязнять живопись, если продолжать работу по не вполне просохшему красочному слою.
  • Считается, что цинковые белила имеют холодный, синеватый оттенок.
  • Цинковые белила как сами по себе, так и в смеси с другими красками создают менее прочный, более хрупкий высохший красочный слой и поэтому больше, чем титановые подвержены мелению. Это не критично потому что покрывной лак, который является самым верхним слоем любой картины, устраняет проблему полностью.

Некоторые художники отмечают, что цинковые белила и смеси красок с ними желтеют со временем. Действительно, некачественные белила, имеющие вредные примеси, могут приобретать на свету грязноватый желто-серый оттенок. Избыток масла также может вызвать желтизну красочного слоя, но уже в темноте. Оба эти процесса в совокупности могут приводить к необратимому изменению цвета красочного слоя. Поэтому важно приобретать качественные цинковые белила и не злоупотреблять маслом.

Особенности цинковых белил определяют область их применения. Создание мягких переливов цвета при изображении кожи, лепестков, дымки или облаков - вот задача для цинковых белил. Кроме того они используются для лессировок и полулессировок - воздух, туман, тонкие занавески и т.п. Цинковые белила из-за своей прозрачности могут придавать лессировочные свойства краскам, которые их не имеют. Например, кадмиям. Еще цинковые белила сделают тени прозрачными, а такие чуть разбеленные рефлексами тени иногда бывают в реальности.

Белила (любые) не так просты, как можно было бы подумать. Они обманывали художников постоянно. Многим кажется, что это универсальная краска и поэтому их добавляют везде где можно и где нельзя. Проконтролировать себя очень просто: повышенный расход белил по сравнению с другими красками косвенно может говорить (не всегда конечно) о недостатке техники. Часто так и оказывается. На самом деле для получения светлых тонов не обязательно нужно использовать белила. Есть достаточно светлые хроматические краски, которые могут оказаться более уместными в каком-то конкретном случае. Даже средние по тону краски будут выглядеть ярко, если рядом присутствует очень темное пятно. Кроме того яркий и насыщенный цвет получится если нанести тонкий слой краски на белый грунт, особенно когда эта краска прозрачная. Об этих приемах следует помнить - они пригодятся даже при изображении очень светлых мест. И при этом не пострадает цветовая насыщенность. А вот необдуманное использование белил почти наверняка совершенно испортит картину. Известно такое высказывание Рубенса:

"Начинайте писать ваши тени легко, избегая вводить в них даже ничтожное количество белил: белила — яд живописи и могут быть вводимы лишь в светах. Раз белила нарушат прозрачность, золотистость тона и теплоту ваших теней — ваша живопись не будет больше легка, но сделается тяжелой и серой.

Совершенно иначе дело обстоит по отношению к светам. Здесь краски могут наноситься корпусно, насколько это нужно, но необходимо, однако, сохранять тона чистыми. Это достигается наложением каждого тона на свое место, один возле другого, таким образом, чтобы легким движением кисти можно было стушевать их, не тревожа, однакоже, самих красок.

По такой живописи можно пройти затем решительными, заключительными ударами, которые так характерны для больших мастеров."

В тенях Рубенс не пользовался ни белой, ни черной краской, а другие наносил тонко. Это делало их прозрачными. Рубенс любил теплые (относительно света) тени несмотря на то, что на его картинах изображались люди, освещенные искусственным светом масляной лампы, свечи или очага. Но конечно на картине, как и в реальности, тени могут быть холодными, например в пейзаже, и в этом случае белила допустимы. Очень хорошо, если тени останутся прозрачными, в чем помогут цинковые белила. И конечно не стоит отказываться от белил в светах. А приемы с "наложением каждого тона на свое место" (в том числе белил) и с деликатной тушевкой границ (только границ и только там, где это требуется) до сих пор очень и очень актуальны. Потому что именно таким способом и делаются картины.

Для того, чтобы использовать белила в чистом виде, требуется веская причина, ведь то, что мы видим в реальности, никогда не бывает просто белым. Один из приемов, позволяющий получить ненавязчивый белый состоит в том, что в чистые белила заранее, на палитре, добавляют совсем немного теплой или холодной (в зависимости от содержания картины) хроматической краски и уже эту смесь в дальнейшей работе используют вместо белил из тюбика. Такая добавка должна только придать чистым белилам едва заметный оттенок цвета.

При составлении смесей хроматических красок с белилами, легко ошибиться. Например, колер может получиться слишком темным и насыщенным. Кажется, что это легко исправить, ведь считается, что высветлить колер при его составлении на палитре, или даже если он уже положен на холст, проще, чем утемнить. Надо всего лишь добавить белил. Иногда это получается, но чаще оказывается, что белил может потребоваться не так уж мало. Это еще одна причина большого расхода белил по сравнению с другими красками. А если подгонка проводилась прямо на холсте, то часто приходится снимать излишки краски мастихином и все переделывать. На самом деле всегда нужно добавлять не белила в хроматическую краску, а краску в белила. И делать это небольшими порциями, на палитре, составляя колер как можно точнее.

Чистый белый цвет иногда все же можно использовать, хотя и очень осторожно, дозировано, в виде отдельных мелких мазков или точек. Этот прием позволяет выделить какие-либо яркие фрагменты, привлечь внимание зрителя к ним. Интересно, что такие мазки, положенные на практически законченную картину, уже не будут выглядеть чисто белыми из-за своего окружения. Они примут кажущийся оттенок дополнительного к этому окружению цвета (симультанный контраст, см. "Живопись маслом - заметки для себя" -> Тон, цвет и колер -> Контрастность и контраст). Такой прием подходит не только для белил, но для любых ярких и чистых красок, не надо только им злоупотреблять.

Титановые и цинковые белила можно смешивать. Это делают и художники - прямо на палитре, и производители. Цель одна - улучшить свойства белил. Титановые белила "Мастер-Класс" уже содержат некоторую часть цинковых.

Сделать хорошие художественные белила непросто. Титановые и цинковые белила стали использовать в живописи во второй половине 19 века, но поначалу они имели недостатки из-за несовершенства технологии производства. Постепенно химики в основном решили эти проблемы. Хотя надо понимать, что разные производители используют различные приемы, улучшающие свойства краски. По этой причине белила, которые называются одинаково, могут заметно отличаться друг от друга даже в разных сериях красок одного производителя.

А что старые мастера? Какие белила они использовали? До середины 19 века это были почти исключительно свинцовые белила. Они имели отличную кроющую способность и быстро высыхали. Конечно у них были и недостатки. Главный из них - очень высокая токсичность. Но других качественных белил в то время не было. И даже когда они появились, свинцовые белила очень медленно сдавали свои позиции.

И.К. Айвазовский всю жизнь предпочитал свинцовые белила. Видимо цинковые белила, которые тогда уже использовались некоторыми художниками, еще не были достаточно качественными и со временем желтели. Было важно этого не допустить так как в его картинах много голубого, а желтизна могла все испортить. Иногда Айвазовский использовал кремницкие свинцово-цинковые белила, которые состояли из 1-2 весовых частей цинковых и 1 части свинцовых белил.

И.И. Шишкин использовал преимущественно цинковые белила. Может быть из-за их прозрачности. Он наверняка знал о возможном пожелтении этих белил, однако, поскольку в пейзаже много зеленых тонов, это не было очень большой проблемой. Но иногда Шишкин использовал и свинцовые белила как скоро сохнущие, если требовалось закончить работу быстро.

Как видно совсем не обязательно иметь в своем арсенале разные виды белил. Можно работать преимущественно какими-нибудь одними. Просто нужно знать особенности своей краски и умело их использовать. Приноровиться к ней. Тогда будут получаться блики и тени, дымка и туман, облака и лепестки - все что захочется изобразить. С другой стороны, доступность двух разных по своим свойствам белил предоставляет возможность наилучшего выбора в той или иной ситуации. Кроме того просто любопытно попробовать разные краски, составить о них собственное представление.