Глава 4. Обработка и создание изображений
Многие люди испытывают трудности при необходимости что-то сделать на компьютере с графическим объектом. Он не поддается редактированию так же интуитивно понятно, как текст. Даже простые действия вроде изменения размера или добавления надписи часто являются непреодолимым препятствием.
В этой главе будут рассмотрены несложные манипуляции с графическими файлами, позволяющие выполнить некоторые востребованные во многих ситуациях действия. Также будет показано, какие программы и инструменты позволяют это выполнить.
Откуда брать изображения
Вопрос не такой праздный как может показаться. Источник графического файла в значительной степени определяет его качество. Даже очень удачный снимок, сделанный на камеру смартфона, технически всегда хуже того, что позволяет получить профессиональная фотокамера. Вывод прост - если есть выбор, то надо использовать наилучший из возможных источников.
Однако, даже не очень удачное фото часто можно использовать после доработки в графическом редакторе. Особенно это важно, если кадр уникален и не может быть повторен, а часто именно так и бывает. Есть смысл овладеть соответствующей технологией, тем более, что это не так сложно, как может показаться.
Часть графики приходится делать руками, например, в программе-редакторе. Это могут быть схемы, графики, эскиз, да мало ли что.
И, конечно, источником изображений могут быть бесконечные залежи картинок в Интернете. Правда, здесь есть момент, который связан с правами на изображение. Особенно это важно, если предполагается публичное использование. Всегда лучше брать графику собственного изготовления. Если это по каким то причинам невозможно, то надо внимательно ознакомиться с лицензией, возможно запросить разрешение у автора. И обязательно указать автора и источник.
При поиске в Интернете всегда лучше отдавать предпочтение материалам, которые изначально предназначены для их общественного использования. Таких собраний много и их стоит поискать.
Вот только один из примеров.
Библиотека Open Clip Art Library - проект, нацеленный на создание коллекции свободных векторных изображений. Сайт проекта openclipart.org. Все размещенные в этой библиотеке изображения переданы авторами в общественное достояние и доступны для свободного скачивания. На сайте имеется удобный поиск, изображения можно скачать как в растровом, так и в векторном форматах, а затем свободно использовать в своих работах. При согласии с условиями для авторов можно загрузить в библиотеку собственные изображения и, таким образом, поделиться ими.
Растровые и векторные графические файлы
В электронном виде изображения хранятся в файлах. Существует два класса форматов таких файлов - растровые и векторные.
Растровые изображения состоят из точек, пикселей. В файле записано положение каждой точки и ее цветовые характеристики. Эти данные почти всегда хранятся в сжатом виде для уменьшения размеров файла. Примеры растровых изображений - фото, снятые любыми камерами, файлы, полученные со сканеров, файлы, создаваемые растровыми графическими редакторами, такими, как GIMP.
Все растровые изображения имеют такие характеристики, как количество пикселей по высоте и ширине.
Векторные изображения не содержат отдельных пикселей. Контура в них формируются кривыми, а файл содержит математическое описание этих кривых. Пространство внутри кривых заливается однородным цветом или градиентом цвета, что тоже выражено математически. Такие изображения получаются как правило с помощью векторных графических редакторов, например, Inkscape.
Каждый класс изображений имеет свою область применения. Векторная графика не подходит для передачи множества неупорядоченных деталей неправильной формы, как это имеет место в фотографии. Но она очень хороша при создании изображений, состоящих из однородных областей, таких как плакаты, постеры, логотипы, текст.
Большим достоинством векторных изображений является возможность их масштабирования в широких пределах. При увеличении такого изображения увеличиваются все его элементы и не возникает такого эффекта как разреженные пиксели или лесенки в случае растра. Изображение остается гладким, без пропусков цвета, а это важно для печати на бумаге. Практически все современные шрифты - векторные. Именно поэтому можно менять их размер в широких пределах без потери качества. То же относится к электронным географическим картам, которые при ближайшем рассмотрении состоят из геометрических примитивов - точек, линий и полигонов различной формы. В качестве иллюстрации к сказанному ниже приведены фрагменты растрового и векторного изображения при большом увеличении.
Растр. |
Вектор. |
Любой векторный рисунок можно сохранить как растр. Это позволяют делать все векторные редакторы. Обратная операция называется векторизацией. Превратить растровое изображение в векторное довольно сложно, а часто результат настолько плох, что смысл этого теряется.
Выбор между растром и вектором не всегда очевиден. Если речь идет о фотографии, то это однозначно - растр. Но если создавать изображение с нуля, в редакторе, то здесь надо исходить из того, как это изображение планируется использовать и какими свойствами для этого оно должно обладать. Необходимость сильного масштабирования - аргумент в пользу вектора.
Рекомендации по выбору программы
Для работы с растровыми и векторными изображениями нужны разные программы.
Для создания и редактирования растровой графики надо использовать GIMP, Krita или Image Magic.
Для работы с векторными изображениями стандартом стал Inkscape, хотя есть и некоторые другие редакторы, например, LibreOffice Draw или sK1.