Об этой книге

О чем здесь будет рассказываться

О том, как качественно и с наименьшими затратами времени выполнить свою работу в офисе или сделать что-то полезное дома, используя компьютер.

К сожалению, компьютер все больше превращается в средство потребления контента. Большей частью мы читаем и просматриваем то, что сделано другими. Однако, умение создавать материал на компьютере не является каким-то таинством. Нужными приемами вполне может овладеть каждый. Тем более, что это совершенно необходимо в повседневной жизни, как на работе, так и дома. Отредактировать фото после отпуска или написать квартальный отчет - все это требуется делать по тем или иным причинам. Время от времени или каждый день. С настроением или нет. И в любом случае это надо уметь делать качественно и быстро.

Степень владения приемами работы на компьютере не должна ограничивать творческий процесс. Но, к сожалению, слишком часто ограничивает. Что-то остается не сделанным просто потому, что человек не знает как можно добиться нужного результата. Работа остается не доведенной до конца и выглядит соответственно.

Для выполнения на компьютере практически любой работы имеются соответствующие программы. Которыми вполне можно научиться пользоваться. И сделать конкретную работу с помощью конкретной программы. Собственно об этом и пойдет речь.

Чем эта книга отличается от других

Каждый раздел книги является практическим руководством для выполнения какого-либо одного вида работы с определенным контентом. Процесс, как правило, иллюстрируется сквозным для раздела примером.

Все примеры основаны на использовании свободного программного обеспечения. К сожалению, многие люди не очень хорошо представляют себе возможности свободных программ. Даже сам факт существования такого класса программного обеспечения, как ни странно, часто вызывает у них удивление. Хотя в последнее время ситуация меняется, но все еще сложно найти подходящую литературу по этой теме. Та, что имеется в магазинах, ориентирована в основном на профессионалов - программистов, системных администраторов, веб-дизайнеров. Обучающие курсы нужной направленности также пока редкость. Статьи, которые можно найти в Интернете, в основном посвящены частным вопросам. Во многих случаях они написаны недостаточно качественно, относятся к устаревшей версии программы или отсутствуют на русском языке.

Эта книга в какой-то мере может восполнить существующий недостаток информации по использованию открытых программ. В ней рассматриваются работа с текстом, создание и редактирование растровых и векторных изображений, составление структурных схем и графиков, использование простых статических таблиц в текстовом документе и создание динамических таблиц для выполнения расчетов и для баз данных, создание 3D моделей. Иначе говоря, показано как простыми средствами решать наиболее часто встречающиеся в реальности задачи.

В отличие от других материалов сходной направленности, в данном случае изложение строится на объяснении приемов работы, нужных для получения конкретного результата, а не в виде описания какой-либо программы. Практика показывает, что людям не интересно изучать собственно программные продукты, это не то, на что они хотят тратить свое время. Им требуется получить вполне определенный результат. Поэтому каждый раздел книги содержит всю необходимую для этого информацию.

Изложение основано на примерах, которые выполнены в нескольких свободных программах - офисном пакете LibreOffice, компьютерной издательской системе Scribus, редакторе растровой графики GIMP, редакторе векторной графики Inkscape, приложении для создания структурных схем Dia, а также пакете для 3D моделирования Blender. Этого набора хватает для большинства работ, которыми приходится заниматься в офисе или дома. Все эти программы являются успешными проектами и развиваются на протяжении достаточно длительного времени. Это вызывает уважение к их создателям и доверие к программному коду, его надежности и качеству.

Имеется в книге и дополнительный материал, который помогает понять логику работы в программах и при необходимости сделать правильный выбор. К подобным темам можно отнести обзор существующих шрифтов, сравнение цветовых пространств, обсуждение различий между растровой и векторной графикой, особенности компьютерной верстки и подготовки публикации, обзор основ пространственного моделирования.

В приложении приводятся некоторые технические и исторические сведения о рассмотренных в книге программах и о распространенных форматах файлов.

Книга адресована широкому кругу читателей, которые используют компьютер для подготовки текстовых и графических материалов как на работе, так и дома. В какой-то степени она будет интересна и специалистами в области информационных технологий, потому что профессионалы, как правило, не уделяют достаточно внимания подобным задачам.

Данная книга может использоваться как пособие для самостоятельной подготовки, как справочный материал в рамках обучения сотрудников организаций, а также для подготовки соответствующего курса в различных учебных заведениях.

Чего здесь нет

В книге не рассказывается о том как устанавливать программы, которые в ней упоминаются. Все они кроссплатформенные и могут работать в разных операционных системах. Каждый дистрибутив имеет для установки программного обеспечения свои средства и нет смысла здесь их рассматривать. Это - совсем другая тема. К тому же, обычно действия по установке программ очень просты. Полезной можно считать лишь информацию о том, где можно получить программу. Почти всегда лучшим источником является официальный сайт разработчиков. И эти сведения имеются в приложении.

Подробное описание программ тоже не является задачей этой книги. Здесь обсуждаются лишь основные сведения об их возможностях и наиболее востребованные приемы работы. Все это направлено на получение результата. И это соответствует целям книги: помочь выполнить конкретную работу и дать возможность чувствовать себя достаточно свободно при работе с теми инструментами, которые есть в программе. Что касается подробных руководств, то их конечно же надо использовать для более глубокого понимания логики и возможностей программ, если такая необходимость возникает. Эти сведения лучше всего искать в документации разработчиков и публикациях сообществ пользователей в Интернете.

Из сказанного в самом начале ясно, что изложение будет строиться вокруг процесса создания текстового, графического или какого-либо другого материала. Исходя из этого и было выбрано программное обеспечение. И наоборот, в книге не рассматриваются программы для потребления контента, такие как браузеры, проигрыватели аудио и видео, программы для просмотра фото, программы для обмена сообщениями. Соответственно ничего не говорится о работе с такими on-line сервисами как Интернет-сайты, электронная почта, обмен мгновенными сообщениями, торенты, Интернет-хранилища и тому подобное. Идеология потребления настолько популярна, что для ее обслуживания появились целые классы устройств - всякого рода неттопы, нетбуки, хромбуки, смартфоны, планшеты, фаблеты, планшетофоны. Все они на практике не подходят для создания полезного контента.

Как это ни жаль, но здесь не будет рассматриваться консольный командный интерфейс. Это просто не тема данной книги. Консоль так же проста и так же универсальна как, например, нож, одно из самых древних орудий труда человека. Эта аналогия подсказывает, что соответствующими приемами работы овладеть совсем несложно, а совершенствоваться можно бесконечно. Затраченные время и усилия окупаются с большим запасом и практически сразу. Материалов на эту тему существует множество, и в Интернете, и в книжных магазинах. Речь идет, конечно, о консоли Linux. К Windows это не относится.

Как читать

При изложении и компоновке материала хотелось дать читателю возможность сразу после прочтения соответствующего раздела (или даже прямо в процессе чтения) выполнить аналогичную работу.

Каждая глава книги содержит описания действий, которые позволяют получить какой-либо конкретный результат - оформить текст, построить диаграмму, заполнить электронную таблицу или базу данных и т.д. Поскольку одна и та же цель может быть достигнута использованием разных программ, в главах имеются разделы, в которых рассматриваются альтернативы и даются рекомендации по их правильному выбору.

При изложении материала в главах, посвященных более сложным работам, сделано предположение о том, что предыдущий материал к этому моменту уже прочитан. Другими словами, последующие разделы могут опираться на сведения, приведенные в более ранних. В противном случае пришлось бы каждый раз многое повторять. Поэтому лучше читать по порядку, с первой главы и до самой последней.

Хорошей практикой является использование в работе горячих клавиш и их сочетаний. Это не обязательно, но очень помогает. Возможно, что сначала покажется трудным запомнить нужные комбинации. Но, на самом деле таких сочетаний не очень много и они, как правило, одинаковы для большинства программ. Такие, как Ctrl+C и Ctrl+V (копировать/вставить) используются повсеместно и знать их (и не только их) очень желательно. Хотя, стандарта здесь, конечно, не существует.

Обозначения

Курсивом в тексте выделены названия пунктов меню, окон, вкладок, инструментов и другая подобная информация, которая относится к рассматриваемой программе. Эта информация обычно видна на мониторе компьютера и на иллюстрациях.

Названия клавиш на клавиатуре или мыши также выделены в тексте, но несколько другим шрифтом. Сочетания клавиш объединены знаком "+", например, запись Ctrl+C означает, что на клавиатуре нужно нажать клавишу Ctrl и, не отпуская ее, нажать клавишу C.

Каждая программа имеет главное меню, то, которое расположено в самом верху и видно всегда. В дополнение к этому имеются частные меню объектов программы или отдельных ее окон. Это разные меню и их нельзя путать. В тексте книги всегда понятно, о каком меню идет речь - либо из контекста, либо из его названия.

Иногда в скобках встречаются англоязычные названия. Это сделано для того, чтобы облегчить понимание в тех случаях, когда используются именно они. Например, в материалах, найденных в Интернете, где содержится много дополнительной полезной информации по теме.

Аббревиатуры, относящиеся к названию формата файлов, в тексте составлены из больших букв. В противоположность этому аббревиатуры, составленные из маленьких букв, обозначают расширение файла. Например, SVG означает, что речь идет о формате файла, о том стандарте, который использован при его создании. И, напротив, svg - это расширение файла, дополняющее его имя и указывающее на его тип.

В книге имеются врезки. В них содержатся сведения, которые помогают понять материал или расширяют его толкование. Иногда это просто советы, позволяющие что то упростить или сэкономить время.