Художник и компьютер
|
Сказано довольно категорично, может в этом перечислении и есть что то лишнее. Однако умение использовать компьютер действительно важно. Больше того, такое знание просто необходимо не только художнику, но любому. Оно расширяет кругозор как мало что другое, ведь эта технология основана на самых передовых знаниях. Даже только поэтому есть смысл научиться пользоваться компьютером. Но еще это не только полезно, но и очень занимательно.
Человек изобрел множество инструментов. Компьютер всего лишь один из них. И к тому же очень распространенный. Тем более удивляет, что у подавляющего большинства людей навыки осознанного обращения с компьютером отсутствуют. Сравним: было время, когда практически каждый умел запрягать лошадь и управлять ею. А ведь лошадь гораздо сложнее компьютера!
Так уж получается, что большинству людей совершенно неинтересно как устроен компьютер. Художники не исключение. Но иметь хотя бы немного знаний в этой области очень желательно.
Прежде всего нужно понять, что почти все цифровые устройства с экраном - это компьютеры. Микроволновка, холодильник, диспенсер для мыла, смарт телевизор, список можно продолжить - все это компьютеры. Они не отличаются по принципу работы от того, который обычно имеется в офисе. Разница только в объеме обрабатываемой информации.
С позиций человека рисующего важнейшей характеристикой любого компьютерного устройства является прежде всего размер экрана. Это понятно, ведь художники имеют дело прежде всего с изображениями, а не с текстом или таблицами. Разумеется чем экран больше, тем лучше. Это часто определяет выбор при покупке в пользу стационарного компьютера с отдельным дисплеем. Но не все знают, что почти к любому компьютерному устройству, даже к смартфону, можно подключить современный телевизор и при этом получить очень большой размер экрана. Зрительно это почти как натура. Почти пленер. Можно рисовать. И, если надо, с него можно точно перенести рисунок на холст, часто даже в размере 1:1. Да, это костыль, но он тоже бывает иногда нужен.
Настольные компьютеры (или ноутбуки) как правило являются довольно мощными устройствами с большими возможностями. С другой стороны компактные устройства вроде смартфона или планшета имеют свои преимущества - их можно всегда иметь при себе. Они как швейцарский нож, все в одном. Ну, почти все. Эти гаджеты предназначены в первую очередь для потребления контента, а не для его создания или редактирования. Программы там попроще, клавиатура довольно неудобная. И хотя все зависит от задач, но скорее всего понадобятся два, может три компьютерных устройства. Например, смартфон для фото, планшет для чтения и настольный компьютер для работы с изображениями. Или как-то по-другому.
Мощность компьютера зависит от его электронной начинки. На самом деле этот показатель представляет собой сложную комбинацию таких характеристик как быстродействие процессора, объем оперативной памяти, пропускная способность системы ввода/вывода и еще множества других. На бытовом уровне мощность компьютера будет достаточной в том случае, если установленные программы позволяют работать с ними с комфортной скоростью, без неприятных пауз, без так называемых лагов.
Еще одно важное отличие компьютерных устройств друг от друга заключается в возможности подключить различные устройства ввода, такие как клавиатура, мышь, сенсорный экран, сенсорный планшет, стилус, сканер, камера. Не обязательно иметь все эти устройства. Они могут понадобиться или не понадобиться в будущем, но чем шире этот набор возможностей, тем лучше. Неплохо заранее подумать о приобретении принтера, даже если поначалу не предполагается его использовать.
Наконец, очень важный момент - наличие или отсутствие программ и их "генеалогия". Электронное устройство без нужного программного обеспечения бесполезно. Это всего лишь неодушевленное "железо".
Говоря о программном обеспечении необходимо понимать, что существуют несколько общеупотребительных компьютерных экосистем. Можно назвать такие как Android, Apple, Linux и Windows, есть и другие. У каждой из них свой набор программ и они в основном несовместимы между собой. Хотя много и таких программ, которые можно установить в любой экосистеме или в двух, трех. Но надо понимать, что, поскольку мобильные устройства уступают по своим возможностям стационарным компьютерам, программное обеспечение для них часто предлагается в урезанном виде. Например, практически все мобильные браузеры в той или иной степени искажают вид сайтов. Возможно, что эта проблема со временем исчезнет, но пока она есть.
Программы, как и картины, как и почти все остальное, бывают хорошие, не очень хорошие и никуда не годные (некоторые не без оснований считают, что хороших программ не бывает вовсе и приходится иметь дело с тем, что есть). Поэтому очень желательно научиться устанавливать и удалять их. Это позволит попробовать разные программы одного назначения и выбрать то, что подходит. Рекомендовать конкретные программы сложно из-за того, что постоянно появляются новые и совершенствуются старые. Можно почитать не очень древние обзоры программ для своей экосистемы и составить приблизительное представление о тех, которые нужны и об их возможностях. Поскольку программы могут стоить немало, даже больше, чем само компьютерное устройство, есть смысл рассматривать только бесплатное программное обеспечение, а еще лучше - свободное. Это позволит не только сэкономить деньги, но и безболезненно заменять одну программу на другую при изменении предпочтений. В Интернете можно также найти пиратские или другими словами украденные программы. Использовать их не рекомендуется из-за возможных сопутствующих проблем, а также потому, что это просто не солидно.
Для чего художник может использовать компьютер? В основном можно найти рекомендации о том, как как рисовать на компьютере. И почти ничего о том как использовать этот инструмент традиционному художнику, такому, который рисует карандашом, кистью на бумаге или на холсте, но не на экране компьютера. Некоторые идеи на эту тему представлены ниже.
Общение.
Это одна из главных человеческих потребностей. Людей, которые занимаются живописью вообще не так уж много. А в ближнем круге их может не быть совсем. Интернет позволяет удовлетворить потребность в общении с единомышленниками - в какой-то степени.
В Интернете имеется множество мест, где есть что-то интересное для художника. Это сайты, форумы, блоги, социальные сети, хранилища картин и фотографий, видеоуроки, книги, художественные и образовательные фильмы. Все это индексируется поисковыми системами и может быть найдено. Просто нужно научиться их искать с помощью этих поисковых систем. Самое важное здесь правильно составить поисковый запрос, те ключевые слова, которые вводятся в строку поиска.
Форумы, блоги и социальные сети позволяют участвовать в различных обсуждениях или просто почитать, что думают другие. Это, пожалуй, одна из немногих возможностей узнать мнение профессионалов или просто тех, к кому есть доверие.
Книги - особая тема. В Интернете можно найти очень редкие. Такие, которых просто нет в большинстве библиотек и, тем более, в магазинах. Даже если бы появилась возможность приобрести такие книги, то их получилось бы слишком много, а стоимость оказалась бы довольно велика.
В Интернете можно скачать совершенно бесплатно множество книг по изобразительному искусству. То, что электронные книги постепенно вытесняют бумажные, это реальность и от нее никуда не деться. Если кому то кажется не комфортным читать с экрана, то на это можно заметить, что привыкнуть довольно просто. Лучше всего читать с экрана планшета. Можно с экрана монитора настольного компьютера, но при этом теряется мобильность. Можно использовать смартфон, но его экран все же маловат.
В основном книги распространяются в формате pdf, реже djvu. Фактически это просто отсканированные страницы текста и иллюстраций. Это не позволяет менять размер шрифта, только масштаб страницы целиком, что не очень удобно. Но на экране планшета размером 9-10 дюймов чтение становится вполне комфортным, если сканирование было сделано качественно.
Довольно редко (к сожалению) попадаются книги по изобразительному искусству в формате fb2. Это почти идеальный вариант для чтения на экране так как формат был специально разработан для электронных книг. Он позволяет настроить не только размер и вид шрифта, но также многое другое. Это обеспечивает совершенно комфортное чтение.
Видео, как образовательное, так и художественное, позволяет глубже погрузиться в мир живописи. В Интернете можно найти как отличные видеоуроки по живописи, так и видеоматериалы ведущих музеев с записью лекций и экскурсий. В разделе "Что почитать и посмотреть по теме живописи" об этом рассказано более подробно.
Если возникнет такое желание, то можно присоединиться к тем, кто создает полезный контент и размещает его в Интернете. Это не так сложно, как может показаться. Но и не совсем уж просто. Прежде всего понадобится достаточно сильный стимул, например, захочется поделиться своими знаниями или навыками. Затем потребуется подготовить текст, фото или видео для размещения. И наконец, разобраться в том, как выложить в Интернет свой материал. Обо всем этом можно узнать от тех, кто уже делал такое - в той же всемирной паутине или от продвинутых знакомых. И еще придется затратить некоторое количество сил, времени и денег. Вот несколько рекомендаций, позволяющих избежать некоторых распространенных ошибок при подготовке контента к публикации.
- Текстовый материал должен быть связным и понятным. Он конечно может содержать специальные термины, но жаргон недопустим почти всегда. И без грамматических и синтаксических ошибок, все текстовые редакторы позволяют их отлавливать. Во всяком случае к этому надо стремиться.
- Все фото нужно преобразовывать так, чтобы они имели размер не более 300-500 кб, чем меньше - тем лучше, но при все еще достаточно хорошем качестве. Это очень приблизительно, главное понять, что публиковать оригинальное фото камеры размером несколько мегабайт - плохая практика. В браузере оно будет выглядеть так же как и пережатое, но загружаться ощутимо дольше. И конечно фото должно быть приемлемого качества. При необходимости можно обозначить на нем какие-то элементы с помощью стрелок и надписей в графическом редакторе.
- Видео сделать сложнее всего. Снять ролик на смартфон совершенно недостаточно. Интернет забит подобным мусором с дрожащей картинкой и неразборчивым звуком. На самом деле потребуется настоящая студия. Помещение с подходящей акустикой, камера на штативе (может даже не одна), выносной микрофон, освещение, программное обеспечение для монтажа видеоряда и звуковой дорожки. Со всем этим нужно будет научиться работать. Британский художник Майкл Джеймс Смит делает очень профессиональные видео и на своем сайте он показал как этого добивается.
Переписка и обмен файлами.
Возможностей здесь много, все зависит от задач.
Про SMS и MMS сказать особенно нечего, все и так знают что это такое. К сожалению их репутация сильно пострадала из-за постоянных и очень назойливых рекламных рассылок. Не очень знакомым людям такие сообщения лучше не отправлять. В какой-то степени можно согласиться с негативным отношением персонажа фильма к теме коротких сообщений - "Мачете не эсэмэсит!".
Мессенджеры типа WhatsApp, Viber или Skype, а также множество других им подобных хорошо подходят для неформального общения. Некоторые из них позволяют обмениваться только текстовыми сообщениями, другие - пересылать файлы и совершать аудио- и видеозвонки. Проблема состоит в том, что люди пользуются разными мессенджерами, а они несовместимы между собой. И, кроме того, привязаны к номеру телефона, что не очень подходит, если общение ведется с помощью компьютера.
Электронная почта намного удобнее потому что она работает на любом компьютерном устройстве. Ее можно использовать как для неформального общения, так и для официальной переписки.
И мессенджеры, и электронная почта позволяют пересылать файлы конкретному адресату. Например, фотографии. Надо только помнить, что всегда существует лимит на их размер, который лучше уточнить заранее.
Облачные хранилища вроде таких как Google Диск, Яндекс.Диск или другие подобные устроены иначе. Для доступа к размещенным в них файлам надо знать адрес и (возможно) пароль доступа. Зато в такое хранилище можно поместить очень много информации. Ограничения по объему тоже есть, но цифры там намного больше, чем в предыдущем случае.
Конечно всегда можно использовать переносной накопитель. А если файлы уже размещены в Интернете, например, на сайте, то достаточно просто указать ссылку на них.
Фотографирование на планшет или смартфон.
За 200 лет развития фотографии процесс получения снимков упростился неимоверно. Достаточно повернуть объектив в нужном направлении и нажать на кнопку. Даже кнопки настоящей нет, а есть только ее изображение. Фото ничего не стоит, получается мгновенно.
Это позволяет делать снимки всего, что понравилось и может пригодиться в работе над картиной. Конечно, традиционные зарисовки и этюды очень желательны и фотография здесь не конкурент, а только помощь. Ведь невозможно запомнить все детали. Объекты съемки тоже могут быть такими, что их невозможно заставить замереть. Да и освещение может настолько быстро меняться, что его невозможно будет схватить.
Смартфоны и планшеты отлично подходят для съемки фото и видео "для себя" несмотря на все недостатки их камер. Важно только помнить, что подобные фото - это только идеи для картины или ее части. Основа для рисунка.
Наверное, все художники фотографируют свои картины. Для каталога, для сайта или просто для того, чтобы показать друзьям. Казалось бы сделать такое фото очень просто. На самом деле здесь есть свои правила, приемы и хитрости.
Вот несколько советов по фотографированию своих картин.
- Если есть возможность - пользуйтесь штативом. Без этого фото может получиться смазанным, нечетким. Снимок делается нажатием на экран, при этом смартфон неизбежно дернется. Поэтому лучше использовать функцию "снимок с задержкой", если она есть. Хороший штатив стоит немало, но его можно сделать самостоятельно. Или просто опереться локтями на что-то неподвижное.
- Освещение должно быть сильным, но рассеянным. При недостаточном освещении снимки будут малоконтрастными, возможно даже с шумовыми артефактами. При сильном направленном освещении засветка будет неравномерной и к тому же появятся тени от малейших неровностей на полотне.
- Спектр источника света должен быть как можно ближе к естественному дневному. Хорошие светодиодные лампы вполне подходят для этого, если сильно не придираться. Но яркий рассеянный дневной свет ("северный" свет) конечно лучше.
- Плоскость объектива смартфона нужно постараться расположить как можно более параллельно плоскости картины. В противном случае на фото будет виден не прямоугольник, а трапеция.
- Все объективы, установленные в смартфонах и планшетах дают на близких расстояниях съемки искажения типа "бочка". Приходится искать компромисс между наибольшим заполнением объектом области снимка и получением прямых сторон. Особенно эта проблема видна когда приходится делать фото работ размером А4 и меньше. Впрочем, искажения объектива эффективно исправляются в графическом редакторе.
- Объектив смартфона ничем не защищен, поэтому обычно он достаточно грязный. Даже если этого не видно. Не поленитесь протереть объектив перед съемкой. Чтобы не повредить линзы, можно использовать салфетки для протирки экрана или нетканые кухонные салфетки.
- Если есть хорошая камера, пользуйтесь ею, а не смартфоном.
Хотя многие искажения, такие как трапеция, бочка, недостаточный контраст и даже искаженные цвета можно в какой-то степени исправить в графическом редакторе, все же надо стремиться к получению изначально как можно более качественного снимка. Всегда полезно сделать несколько дублей на разном расстоянии от картины и затем выбрать наилучший.
Просмотр и каталогизация изображений.
Со временем у любого художника собирается внушительная коллекция изображений. Раньше это были иллюстрированные журналы, постеры, открытки и т.п. Сейчас их во многом заменили цифровые фото картин или натуры. Со временем таких файлов может набраться несколько десятков тысяч, а это довольно много. Для последующей удобной работы с ними рекомендуется заранее продумать порядок их размещения и именования.
Лучше всего держать все подобные файлы в одном каталоге, который, в свою очередь, состоит из подкаталогов с файлами сходной тематики. Например, "Город", "Осень", "Облака" и т.д.
Таким файлам надо сразу давать осмысленные имена. Поэтому рекомендуется потратить некоторое время и изменить служебные названия файлов, которые присваиваются им автоматически при съемке или наследуются из Интернета, на что-нибудь более понятное. Слишком длинные названия лучше не использовать просто потому, что в некоторых случаях они будут обрезаться системой и станут не видны.
Конечно очень важно иметь удобный и быстрый доступ к нужным изображениям. Это одно из главных требований к программе просмотра. Большинство таких программ умеют показывать файлы с изображениями в виде миниатюр. Похоже, что это самый удобный вариант. Важно, чтобы эти миниатюры сохраняли пропорции оригинала, как на иллюстрации ниже.
Миниатюры сохраненных файлов изображений
Должна также присутствовать возможность сортировки миниатюр таким образом, как это удобно их владельцу. Самый логичный вариант - сортировка по имени файла. К сожалению создатели некоторых программ не смогли этого понять. В них присутствует какой угодно вариант сортировки - по дате создания, по типу файла, по геоданным, но только не по названиям файлов. Этих программ лучше избегать.
Редактирование изображений.
Что бы там ни говорили, а практика создания картины по фотографии существует, более того, она распространена повсеместно. Но обычно фотографии, которые планируется использовать как основу будущей картины, требуют некоторой доработки. Их нужно максимально приблизить к тому, что хотелось бы получить на холсте. Чаще всего это кадрирование - удаление ненужной периферии и подгонка формата. Кроме того, возможно придется исправить заваленную линию горизонта, убрать некоторые мешающие мелочи, увеличить контрастность изображения или насыщенность цвета, может сместить цветовой баланс. Иногда требуется заменить фон, например, в портрете.
Все это, и еще многое другое позволяет сделать редактор изображений. С этой программой имеет смысл научиться работать. Для того, чтобы понять, как делаются по настоящему сложные вещи, придется затратить некоторое время. Но оно того стоит.
Редактор цифровых изображений должен иметь по крайней мере следующие возможности:
- Кадрирование.
- Плавное вращение изображения. Это часто требуется, чтобы исправить заваленную линию горизонта.
- Отражение изображения по вертикали и по горизонтали. Такое может потребоваться из соображений композиции.
- Нанесение сетки на изображение. Эта возможность бывает востребована при переводе рисунка на холст.
- Обесцвечивание изображения, другими словами превращение его в черно-белое. Если есть сомнения в отношении тональности того или иного фрагмента, то этот прием поможет их разрешить.
- Изменение яркости, контрастности, насыщенности и цветности всего изображения или отдельных его частей.
Более сложные манипуляции с изображениями потребуют работы со слоями, использования различных типов выделения фрагментов, наличия удобных и качественных фильтров и разнообразных инструментов для ретуширования. В какой-то момент все это скорее всего будет востребовано. Поэтому лучше сразу начинать использовать достаточно продвинутый редактор изображений даже если совсем нет опыта работы с подобными программами. Выбрать нужный помогут многочисленные обзоры и сравнения, которые легко найти в Интернете.
Рисование с экрана компьютера.
Здесь все просто и понятно. Чем экран больше, тем удобнее. Программа просмотра изображений позволяет их увеличивать и перемещать, что дает возможность рассмотреть не очень понятные фрагменты, а это на фото бывает часто.
Единственной проблемой может стать неудобное расположение экрана. Надо постараться, чтобы он был всегда перед глазами, рядом с холстом.
Рисование на экране компьютера.
Не всем это нравится. Традиционные художники смотрят на такое свысока. У них всегда найдутся хотя бы бумага и карандаш. Зачем рисовать на экране?
С другой стороны, появилось много художников, которые рисуют только на экране. Может в этом что то есть?
Может быть. Но все равно складывается ощущение, что в компьютерном рисовании изначально присутствует какой-то обман. Возможно из-за того, что результат компьютерного творчества не является вещью. Он не существует в виде чего-то, что можно взять в руки. Картина вроде бы есть, но ее в то же время нет. Материальна ли информация? Хотя люди научились продавать эти нули и единицы не только за виртуальные деньги, но и за наличные, это пока не известно. Но даже если и материальна, компьютерная живопись все равно воспринимается как-то не так, по-другому.
Вызывает вопросы и то, что умение художника в значительной степени заменяется на возможности программы. Например, можно нарисовать идеальное тело вращения, скажем вазу для цветов, простым отражением одной ее половины. Можно несколькими щелчками кнопки мыши сделать монохромное изображение цветным (или наоборот). Искусственный интеллект позволит сделать реалистичный рисунок всего лишь по нескольким небрежно проведенным линиям. Или даже на изначально пустом экране. Потребуется всего то выбрать тему и картина готова. Неужели это кому нибудь надо?
Компьютерный художник может создать изображение вообще не рисуя. Если сделать сцену в 3D-редакторе и затем "сфотографировать" ее, то получится примерно такое:
|
|
|
Гарантировано точная перспектива. Физически корректные тени и блики. Прозрачность, отражение - все получается само собой. Конечно это не живопись, но тоже творческое создание изображения. Что то общее есть. На основе такого "фото" можно даже сделать картину маслом. И все же это - синтетика. Натуру со всеми ее нюансами и ее личное восприятие заменить сложно.
Однако 3D-редактор можно использовать для решения вспомогательных задач. Известно, что художники иногда строят макеты того, что они собираются изобразить. В дело идут картон, пенопласт, ветки, камни и многое другое. Все это раскрашивается, склеивается и затем производится установка освещения, что тоже не просто и требует профессиональных светильников и экранов. Довольно трудоемкая задача, но зато макет позволяет увидеть то, как распределяется освещение на сложных поверхностях. Так делали в средние века, так делают и теперь. Но примерно то же самое можно получить с помощью объемной модели на компьютере. Это тоже потребует усилий и времени, но все же затраты будут меньше. Конечно потребуется в достаточной степени овладеть программой 3D-моделирования.
В компьютерном рисовании кроме художественных есть и чисто технические проблемы. Они решаемы, но лучше знать о них заранее.
Казалось бы любой планшет на Андроид способен заменить скетчбук. Но при попытке нарисовать что нибудь выясняется, что это не так просто. Как всегда дьявол кроется в деталях.
Прежде всего требуется разобраться в тех возможностях, которые предоставляет программа для рисования. И в том, как этими возможностями воспользоваться, в интерфейсе программы.
Рисовать пальцем не получится. Не видно где начинается линия и где ее закончить, нет точности, которую обеспечивают карандаш или кисть. Нужен стилус, причем такой, который будет работать с данным конкретным типом планшета или сенсорного экрана. Он может оказаться довольно дорогим.
Этого мало, нужно, чтобы система "стилус-планшет-программа" обеспечивала зависимость толщины линии от силы нажатия. Планшеты нижней и средней ценовой категории часто не поддерживают такую функцию. Даже дорогие - тоже не все.
Существуют графические планшеты, предназначенные только для рисования. Их надо подключать к стационарному компьютеру. Стоимость хорошего планшета может составлять несколько десятков тысяч рублей. Это узко специализированные устройства профессионального назначения.
Не всегда можно создать изображение большого объема. Сделать картину размером 2*3 метра в хорошем разрешении скорее всего не позволит недостаточная мощность компьютера.
Все же скетчи на экране планшета или смартфона, видимо, имеют право на существование. Но надо понимать, что это другой вид рисования. Используются другие материалы со своей спецификой и другие приемы работы.
Зато есть и полюсы.
Никаких сильнопахнущих разбавителей, никаких грязных рук. Компьютерный рисунок можно тиражировать сколько угодно раз и все копии будут одинакового качества. Это всего лишь файл, который существует виртуально. Он не занимает физического места, ему не нужны папки или шкафы для хранения. Он никогда не пожелтеет и не помнется. Его всегда можно переделать, изменить, подправить и при этом он не пострадает. Его не требуется вставлять в рамку. Но можно распечатать и вставить.
Резервное копирование.
Вот как раз тот редкий случай, когда совершенно точно известно, что придется упасть. И можно заранее подложить соломку. Чтобы не было так больно падать.
Любой компьютер обязательно сломается. Это произойдет именно тогда, когда "очень нужно". Неважно что. Но есть простой способ избежать проблем. Достаточно делать резервные копии файлов - записей, фотографий, электронных книг, паролей. Всего того, что потерять не хочется. К сожалению большинство людей не делают резервные копии и это плохая практика.
А вот в чем заключается хорошая, по крайней мере один из ее простейших вариантов.
Для хранения резервных копий есть несколько возможностей. Все зависит от объема. Можно использовать USB-флэш накопители, карты памяти, внешние жесткие диски, облачные хранилища (если безразлично кто еще кроме владельца просматривает файлы) или даже CD или DVD болванки. Хотя последние почти вышли из употребления. В любом случае это должен быть отдельный носитель информации, а не тот, который уже имеется в компьютере.
Любой носитель также может сломаться или потеряться, поэтому резервных копий должно быть по крайней мере две, причем в разных местах. Например, оригинальные файлы размещены в рабочем компьютере, одна резервная копия записана на USB-флэш накопителе, а другая - на внешнем жестком диске или в облаке.
Как часто нужно делать резервное копирование? Это зависит от того, насколько быстро меняется содержимое на рабочем компьютере. Иногда это неделя, иногда - месяц. Главное не забывать копировать регулярно. Полезно вести журнал, чтобы не забыть что и когда было скопировано.
Создание резервной копии не должно быть чем то сложным. Все должно быть настроено так, чтобы не было необходимости напрягаться и заставлять себя. Можно вообще сделать этот процесс автоматическим, для этого существуют подходящие программы. Они позволяют настроить расписание копирования или событие, по которому оно начнется. Можно, например, сделать так, что достаточно будет подключить нужный носитель и копирование начнется само.
Компьютер позволяет упростить некоторые действия и даже выполнить такие, которые без него были бы невозможны. Нет никаких причин не пользоваться этим инструментом.