"Живопись маслом - заметки для себя"

Рисование с натуры


Моя заслуга в том, что я писал непосредственно с природы, стараясь передать свои впечатления от самых непостоянных и изменчивых явлений.

Клод Моне

Клод Моне

Никакая фотография не заменит натуру полностью. Оригинал всегда богаче копии по тоновым и цветовым отношениям, какой бы качественной эта копия ни была. Очень важно изучать натуру и фиксировать ее на бумаге или холсте. Даже когда нет возможности рисовать, все равно к ней надо присматриваться, стараться запомнить детали формы, тона и цвета, представить, как это можно изобразить красками. Натура может подсказать даже то, какими мазками это делать.

Но в то же время рисовать с натуры сложнее. Эти сложности помогают преодолеть некоторые выработанные поколениями художников правила.

Надо быть готовым к многочасовой работе в не совсем комфортных условиях и поэтому подготовить все, что может упростить эту задачу.

Есть чисто технологические сложности. Надо иметь с собой этюдник или мольберт, нужные материалы - довольно много всего. Краски могут вести себя на солнце или на холоде не так, как в закрытом помещении.

Дополнительно возможен целый букет проблем, связанных с погодой и не только. Жара и холод, дождь и снег, комары, осы и... зрители. Начинающему художнику не просто показаться на публике, ведь техника еще не так уж хороша и демонстрировать ее может быть неловко. Более того, никто не застрахован и от враждебного отношения окружающих, которое может быть вызвано самыми неожиданными, даже глупыми причинами.

Если речь идет о пейзаже, то всегда есть проблема с освещением. Оно довольно быстро меняется. А может вообще не повториться на следующий день или через неделю, в удобное художнику время. Поэтому важно быстро набросать основные тоновые и цветовые соотношения. Затем можно продолжать сколько позволит освещение или даже по памяти.

Одежда не должна быть яркой чтобы не отбрасывать блики на холст. Сам холст нужно загораживать от прямых солнечных лучей. И голову (глаза) - тоже. Это несколько снизит и без того чрезмерную яркость белого грунта и поможет правильнее найти тоновые соотношения.

Существуют объекты, которые с натуры срисовать невозможно - облака, волны, пламя, молнии, животные (которых невозможно заставить позировать) и многое другое. Например, закатное солнце просвечивающее сквозь ветви дерева. С натуры такое изобразить невозможно, слишком мало времени. Это работа для студии. Здесь поможет быстрый рисунок и память, которые надо развивать постоянными тренировками.

Есть еще одна трудность при работе на улице. Из-за быстро меняющегося освещения надо все делать быстро. Для этого у художника должны быть приемы, которые позволяют экономить время, но не в ущерб достоверности изображения объектов. Если этого пока нет, то лучше вначале ограничиться такой натурой, которая даст возможность работать не спеша. Идеальным вариантом для такого случая является натюрморт. Этот жанр при кажущейся простоте содержит все необходимые для обучения элементы. Работа над натюрмортом хорошо изучена и подробно разбирается во множестве пособий по живописи.

Изображать реальные объекты необходимо. Но что делать, если рисовать на улице по каким-то причинам невозможно? Например, летом захотелось изобразить зимний пейзаж. В таком случает некоторой заменой может послужить фото на экране телевизора с большим экраном. Или с небольшим, или даже планшет. Получается очень похоже на пленер, но с бОльшим комфортом.

Профессиональные художники довольно часто обходятся без натуры. Портрет по фотографии является почти стандартной практикой в наше время. Даже некоторые большие мастера не используют натуру. И.К. Айвазовский еще в молодости обнаружил, что его пейзажи, написанные с натуры, не вызывают у зрителей того интереса, как те, что он делал по памяти. А память у него была фотографическая и долговременная. Он мог точно воспроизвести на холсте то, что видел тридцать лет назад. И в дальнейшем он почти все свои картины писал в студии используя только воображение.

Без натуры можно обойтись. Но для этого ее надо хорошо изучить. Настолько хорошо, чтобы можно было представить, вообразить с той же степенью подробности, какая будет на картине. Или обладать эйдетизмом — способностью длительно удерживать и воспроизводить в деталях зрительные (и не только) образы, как Айвазовский, Тесла или Рейган. Если повезет.