Сюжет и композиция
|
Наверное все художники, независимо от уровня подготовки и достигнутых успехов, живут с постоянным вопросом "Что бы нарисовать?" Потому что из всех этапов создания картины наибольшие трудности и сомнения вызывают выбор сюжета и работа над композицией. Сознательно или нет, но художник предъявляет к ним очень жесткие требования.
- Сюжет должен быть не просто интересным, он должен нравиться художнику.
- Картина должна получиться убедительной.
- Композиция должна быть красивой, устойчивой, направляющей взгляд и т.д.
- Изобразительные сложности не должны слишком превышать возможностей художника, ведь границы есть у всех, даже у лучших мастеров. (Другое дело, что мастерство можно постоянно улучшать, если браться за все более сложные задачи).
Если подумать, то становится ясно, почему так трудно бывает "придумать" будущую картину. Это процесс чистого творчества, а оно всегда дается не просто. Отчасти поэтому все художники в процессе обучения много копируют, ведь в этом случае вопрос выбора сюжета и создания композиции пропускается вовсе и можно уделить максимум внимания технике. Первая ступень познания. Авторские работы появляются позже.
Этап выбора сюжета и построения композиции должен завершиться полным пониманием будущей картины, она становится видна в воображении так, как будто уже существует на холсте и в красках. Во всяком случае к этому надо стремиться. Здесь все средства хороши, если они дают результат. Кто-то начинает с выбора сюжета и затем выстраивает для него композицию. А кто-то наоборот, наносит на лист бумаги темные и светлые пятна, ищет приемлемую композицию, которая вдруг сама подсказывает сюжет. Можно делать наброски карандашом, этюды, изучать фото и живопись сходной тематики. И обязательно изучать натуру, если это возможно.
Что такое сюжет в живописи? Изображение вазы с цветами легко можно перевести в слова, которые будут описанием того, что видит зритель. Более сложные картины ничем в этом смысле не отличаются. Если отвлечься от тех выдумок, на которых зарабатывают деньги искусствоведы, то любую картину, которая реалистично отражает действительность, можно описать понятными каждому словами. Это ли ее сюжет? И чем сложнее этот сюжет (чем больше на холсте объектов), тем интереснее картина?
Скорее всего - нет. Один и тот же натюрморт можно изобразить по-разному. Описания скорее всего будут практически одинаковыми, а впечатления у зрителей будут отличаться. Выраженный словами сюжет мало что значит в живописи. Здесь правит бал композиция. Она и есть истинный сюжет картины. Здесь, как и в литературе, плохой сюжет (плохая композиция) - неинтересен. Зато если сюжет хорош и исполнение на уровне, то результат наверняка заинтересует зрителя.
Сюжетные повороты всегда интересны, они привлекают внимание. В живописи их называют контрастами. Изображение самолета в небе не так интересно, как изображение корабля на море. Потому что во втором случае действие происходит на границе двух сред, воды и воздуха, на границе сюжетного контраста. Тот же самолет будет выглядеть гораздо интереснее на аэродроме, а не в воздухе. Пейзажная живопись интереснее, чем натюрморт из-за того, что там может быть еще больше подобных вещей - земля, вода, воздух, огонь.
Другой пример сюжетного контраста - движение и покой. Живопись статична, она воспроизводит единственный момент. В картине все неподвижно. Поэтому любые признаки движения делают ее сложнее и интереснее. Рябь на воде, волны, струящийся дым, мерцающий огонь костра или свечи - надо использовать малейшую возможность обозначить движение, а мозг достроит сюжет самостоятельно.
Рисунок, тон и цвет - это средства живописи. Они собственно и составляют картину. Но тон и цвет позволяют получить собственные контрасты не только в изобразительном смысле, но и в сюжетном.
Композиция должна содержать контрасты, но в то же время должна быть гармоничной. Например, крупные объекты и мелкие, пустое пространство и заполненное, угловатые формы и мягкие. Резкие контуры и размытые. Все это должно быть уравновешено.
Размер и формат холста сильно влияют на композицию. Если это 30х40 см, то не стоит пытаться вместить в него слишком много. Наоборот, уместно изобразить что-то одно. Например, дерево интересной формы, скалу. Как правило даже, единичный объект имеет окружение и фон. Этого вполне достаточно для небольшого формата. И, наоборот, на холсте размером 50х70 см единственный объект будет выглядеть слишком портретно. Конечно, портрет дерева тоже возможен, если оно такое уж уникальное. Но все же лучше для средних и больших форматов выбирать более сложные сюжеты, включающие достаточно много объектов.
Сильно вытянутый горизонтально холст диктует панорамную композицию.
Высокая линия горизонта уменьшает видимое пространство, делает картину замкнутой и даже напряженной. Низкая линия горизонта, наоборот, увеличивает видимый объем, добавляет воздуха, картина выглядит более открытой и спокойной.
С геометрическим центром холста нужно обращаться очень осторожно. Здесь нельзя располагать почти никакие объекты. Во всяком случае надо десять раз подумать прежде чем на это решиться. Если, например, поместить закатное солнце точно в центр холста, то оно станет центром симметрии, а симметрия - это упорядоченность, система, предсказуемость. Это враг хорошей композиции. Как правило, но не всегда.
Считается, что наиболее удачными местами для размещения на холсте сюжетно значимых объектов являются пересечения линий, разделяющих картину на три равные части.
Предпочтительные области для размещения на холсте сюжетно значимых объектов.
По краям картины и особенно в углах нельзя располагать ее важные элементы. Иногда периферию, как уже говорилось, даже специально прописывают не так тщательно, как центр. Так устроено зрение человека.
Имеют ли отношение к композиции такие вещи как степень проработки деталей и перспектива? Вроде бы нет. С другой стороны они вдруг начинают влиять на общее впечатление, да так, что мало не покажется. Из-за них вся композиция может пойти прахом. Поэтому не будет лишним их здесь упомянуть.
На полотне должно быть достаточно много деталей и мелких объектов. Так бывает в реальности, зрителю есть что рассматривать. Такой прием делает изображение более реалистичным. Все детали должны работать на сюжет картины, а не против него. Например, пейзаж может содержать множество естественных для него деталей, таких как опавшие листья, мелкие камушки, пучки травы и т.п. Но скорее всего чужеродными будут старое кострище или следы протектора шин вездехода.
Оживляет картину и стаффаж. Это немецкое слово означает "украшать картины фигурами". В пейзажной живописи это небольшие фигурки людей, животных или птиц, домиков, кораблей, машин - в зависимости от сюжета. Они всегда имеют второстепенное значение и нужны, как правило, для оживления картины. Чайка в морском пейзаже - это стаффаж. Обязательное требование заключается в том, что эти фигурки должны участвовать в сюжете картины. Если это люди, то должно быть понятно, кто они и что делают. Если домики или машинки, то они также должны иметь индивидуальность и находиться в нужных местах.
Об этом уже было сказано, но момент настолько важный, что есть смысл повторить. Если на картине присутствует множество похожих элементов (листья, травинки, волны, облака и т.п.), то все они должны быть разными и расположены хаотично. Если эти элементы мысленно соединить линией, то не должно получаться чего то простого. Не должно быть прямых и вообще регулярных линий, поэтому тропинки, береговая линия, стволы и ветви деревьев и другие подобные объекты не должны содержать элементов простых геометрических фигур - прямых линий, треугольников или квадратов, окружностей. В природе почти не встречается регулярность. Если все-таки в оригинале это есть, то на картине надо изменить. Исключения - искусственные, созданные человеком предметы (дома, дороги и др.).
Дальние планы должны быть размыты и не содержать очень мелких деталей, контрасты там меньше, чем на переднем плане, на объектах появляется синеватая дымка. Если это не учесть, то картина будет выглядеть как не очень хорошая фотография. Профессиональных фото в Интернете очень мало. Чаще всего для съемки используются устройства потребительского уровня, имеющие довольно простой объектив, например, смартфоны. При этом все предметы, которые находятся дальше определенного расстояния, будут на фото резкими. Это позволяет получать сравнительно хорошие снимки практически в любых условиях без особых усилий. Поэтому если за образец взято подобное фото, то дальние планы обязательно надо приглушить.
Для того, чтобы вовремя замечать всякого рода нарушения, такие как ненужные повторы, выпячивания тона и цвета, неудачные сопряжения, плохие формы и подобное, опытные художники советуют периодически смотреть на свою работу с некоторого расстояния. Помогает еще, если смотреть "сквозь" картину, вдаль, слегка расфокусированным при этом взглядом.
Про композицию написано много, но от этого она не становится понятнее. Правила, которые вовсе не правила, исключения, которые неожиданно становятся правилами. Но без понимания композиции живопись невозможна. Это очень похоже на сопромат в механике. И задач, и вариантов решения великое множество - просто потому, что реальность так многообразна. Но без этого - никуда.
Хотелось бы упростить, чтобы для начала отталкиваться хоть от чего-то. Можно, например, решить для себя, что композиция - это распределение масс и контрастов по пространству картины. А также средства управления движением взгляда зрителя - направляющие последовательности объектов и линий, ограничители и тупики. Конечно, это не все. Постепенно нужно продвигаться в понимании столь запутанной категории. Читать, например, книгу Эндрю Лумиса "Искусство иллюстрации", возможно одну из лучших по теме. Анализировать хорошие (и плохие) примеры, тренировать чутье, воспитывать вкус наконец. И верить, что это обязательно даст результат, как оно обычно и бывает, если приложить достаточно усилий.