Последовательность работы и немного о технологии
|
Художники во все времена стремились разделить процесс создания картины на простые этапы. Это дает возможность сосредоточиться в каждый момент времени на чем-то одном. В противном случае пришлось бы решать сразу несколько задач, что не только сложно сделать, но и приводит к многочисленным исправлениям с соответствующими затратами времени и ухудшением конечного результата.
Как следствие, давно сложилась такая практика, когда вся работа по созданию картины состоит из простых и понятных шагов. Некоторые из них уже обсуждались выше, но все равно они будут упомянуты здесь еще раз. Важно ничего не пропускать, по крайней мере пока не появится опыт и не выработается достаточный навык. Вот они:
-
Композиция. Работа над композицией может состоять из выполнения набросков карандашом на бумаге, или из размещения картонных плоских силуэтов будущих объектов, или даже из создания и расстановки в пространстве объемных макетов. А возможно все это вместе плюс что-то еще. Задача - получить мысленный образ будущей картины с помощью подготовительных действий.
Даже если предполагается копирование с какой-либо картины или фотографии, исходный материал потребуется проанализировать и, возможно, изменить, если это необходимо. Независимо от того, что является оригиналом - фотография, репродукция, картина или натура - надо понять, что в нем заинтересовало, что главное и что второстепенное, как это показать.
Очень полезно попытаться описать словами композицию, тональное и цветовое решение будущей картины. Это простой тест, который плохая композиция не проходит. Некоторая защита от будущей неудачи.
Смысл - не отвлекаться в дальнейшей работе на расстановку объектов, а сосредоточиться на их графическом изображении.
-
Рисунок. Выполняется на холсте в соответствии с выбранной композицией и с такой степенью подробности, которая окажется достаточной для следующего этапа.
Смысл - не отвлекаться в дальнейшей работе на графическую часть, а сосредоточиться на форме и цвете объектов.
-
Создание красочного слоя. Превращение рисунка в картину.
Задача - полностью сосредоточиться на собственно живописи и только на ней.
Каждый из этих этапов может быть разделен на более простые. Например, создание красочного слоя обычно состоит из подмалевка и прописки.
Перечисленные этапы работы над картиной - композиция, рисунок, создание красочного слоя - можно объединить общим понятием "техника". Фактически это совокупность приемов работы с теми средствами, которые создают изображение, такими как карандаш, уголь, краска и другие. Владение ими необходимо. Но кроме техник художник должен понимать, что имеются и чисто технологические этапы. Возможно потребуется выполнить подготовку холста для живописи. Не исключено, что в зависимости от решаемой художественной задач будет принято решение тонировать холст или нанести имприматуру. Затем скорее всего возникнет задача оформления готовой работы. Технология в данном случае это применение знаний о создании качественной основы под живопись, получении прочного красочного слоя с нужными оптическими свойствами, защите готовой работы от внешних воздействий.
Каждый из этапов может быть выполнен по-разному. Поэтому уже в самом начале нужно принять решение по поводу основных технологических особенностей будущей работы. Прежде всего это касается нанесения красочного слоя. Здесь многое зависит от типа грунта. У большинства художников постепенно складывается определенная схема и под нее они подбирают не только материалы, но даже приемы работы.
Грунт бывает тянущий и нетянущий, а также промежуточный между этими двумя. Эти варианты не хуже и не лучше друг друга, они просто разные.
Тянущий грунт хорошо впитывает масло из краски. Традиционный грунт такого типа - клеевой. Он выглядит сухим и немного шершавым. С нанесением рисунка проблем не будет, а вот при работе красками кисть по нему не скользит, краску приходится втирать. Этот грунт хорошо подходит для пастозного красочного слоя. Но не обязательно. Эль Греко умел делать очень тонкие красочные слои на клеевом грунте.
Нетянущий грунт наоборот, практически не впитывает масло из краски. Самый надежный и проверенный временем нетянущий грунт представляет собой просто слой масляной краски, чаще всего белил. Или белил с наполнителем. Получается масляный грунт. Для хорошего сцепления с ним красочного слоя такой грунт нужно выдержать не менее года до полного высыхания, а его поверхность обработать - придать ей шероховатость мелкой наждачной бумагой. И все равно рисунок карандашом или углем плохо держится на таком грунте. А рисунок акрилом просто невозможен. Зато кисть по нему легко скользит, что позволяет долго гонять масляную краску и добиваться нужных переходов тона и цвета. Нетянущий грунт больше подходит для гладкого и тонкого красочного слоя. Такой грунт использовали Айвазовский (тонкий красочный слой и отличное современное состояние) и Репин (толстый красочный слой, все осыпается).
Промежуточные (полутянущие) грунты более универсальны. Самый распространенный в настоящее время акриловый грунт бывает почти любым в этом диапазоне. Если что-то не устраивает, то свойства готового грунтованного холста всегда можно изменить покрыв его слоем другого акрилового грунта с подходящими свойствами или даже слоем акриловой или масляной краски. На акриловых грунтах хорошо держится карандашный рисунок, в первом слое по нему можно работать акварельными, акриловыми и масляными красками.