"Живопись маслом - заметки для себя"

Состояния

Состояние природы, настороженность животного, настроение человека - все это делает картину живой. Поэтому нужно стремиться к тому, чтобы такие вещи присутствовали на холсте. Но состояния передать труднее всего.

Утро, вечер

Отличить утро от вечера, например, на фотографии, бывает непросто. А тем более изобразить эти отличия на холсте. В чем же они заключаются?

Считается, что утром все краски холоднее, чем вечером и менее насыщенные. Но этого явно недостаточно, чтобы уверенно изображать то, что требуется по сюжету. Ведь в обоих случаях присутствуют желтые, розовые, красные, даже пурпурные оттенки. Казалось бы, что закат - это восход наоборот, что их можно просто поменять местами, а выглядят они одинаково. Многие так и думают. Но это неправильно.

Отличия утреннего и вечернего неба и освещения вызваны прежде всего тем, что температура воздуха, да и всех объектов быстро меняется в разных направлениях для этих двух случаев. Утром все прогревается солнцем после ночной прохлады. Вечером температура падает от дневной к ночной. При этом процессы в атмосфере и на земной поверхности, от которых зависит окраска и интенсивность света, отличаются.

Ночной воздух холоднее дневного и поэтому содержит в себе меньше влаги. Лишняя влага к утру, а это обычно самое холодное время суток, превращается в капельки и постепенно оседает в виде росы. При первых лучах солнца она быстро испаряется в виде тумана, часто едва заметного, и видна над горизонтом как явная, хотя и неширокая, размытая полоса, часто охристого цвета с уходом в розовое ближе к солнцу. Ночью обычно движение воздушных масс замедляется и взвесь пыли оседает. Поэтому утренний воздух чище, чем вечерний и небо над этой полосой чистое и голубое. Вечером такой полосы нет.

На рассвете и утром все объекты видны довольно четко. Иногда видимость такая хорошая, что даже воздушная перспектива ее не смазывает.

И на рассвете, и на закате все очень красочно, цветовые контрасты велики. А вот разница между ярким и темным может быть небольшая, тоновые контрасты малы. Эти состояния так и надо изображать - цветом. Хотя и про тон нельзя забывать.

Дневной воздух более подвижный из-за того, что отдельные части земли прогреваются по-разному. Ветер высоко поднимает мельчайшие частички пыли и к вечеру атмосфера становится менее прозрачной и больше рассеивает свет от солнца и лучи, отраженные от объектов. Поэтому на закате и после захода солнца все объекты кажутся слегка расплывчатыми. Они немного "плывут" и растворяются в наступающей темноте. Все небо становится грязноватым, уходит в серое.

Утром свет восходящего солнца совсем чуть-чуть розоватый и именно так он слегка подкрашивает объекты - в розовато-оранжевый цвет. Лучше всего это видно на облаках, которые являясь скоплениями чисто белого водяного пара хорошо воспринимают цвет освещения. В целом же в первой половине дня освещение ближе к белому. К середине дня оно немного желтеет, а к вечеру становится красноватым. Закаты еще больше проявляют красную составляющую, они даже уходят в сиреневые и фиолетовые цвета (пурпурные , но не розовые).

Кроме перечисленных на характер освещения действуют и другие факторы, такие как наличие и тип облаков, рефлексы на нижней поверхности облаков от объектов на земле, влияние других источников света, например, луны, скорость и диапазон изменения температуры. Кроме того, все это зависит от времени года, близости больших водных поверхностей, интенсивности движения воздушных масс и т.д. Например, у моря разница между ночной и дневной температурой и скорость ее изменения не очень велики, а влажность обычно высокая. В пустыне все наоборот. Поэтому каждый раз надо стараться понять чем вызван тот или иной эффект освещения.

Только натура и наблюдения могу подсказать то как правильно изобразить утро и вечер на холсте.

День

Днем, и особенно в полдень, освещение заметно холоднее, чем на рассвете или на закате. Даже если на небе нет облаков и светит яркое солнце, краски все равно становятся менее насыщенными. Цвета выглядят более или менее разбеленными. В облачный или пасмурный день это заметно еще сильнее - все становится сереньким. Иногда даже приближается к тому, что бывает в сумерки.

В то же время нельзя слишком сильно разбеливать колера потому что необходимо иметь запас яркости для бликов. Днем все поверхности, но особенно глянцевые - сильно бликуют. Это стекло и краска на автомобилях, крыши зданий и листья на деревьях, конечно вода и многое другое.

Зато из-за яркого света тоновые контрасты велики. Короткие тени становятся очень темными, а освещенные поверхности очень яркими.