Прописка деталей
|
Это самая интересная часть работы. Постепенно холст наполняется деталями, нюансами тона и цвета - оживает. Хорошо сделанная картина поражает своей жизненностью. В то же время прописка не только трудоемка и требует много времени, но и является самым сложным этапом работы.
Очень часто можно увидеть картины, которые так и остались на уровне эскиза или даже хорошего подмалевка. В них все вроде бы правильно и красиво, но состоят они из цветных пятен, а не из образов, перенесенных из реальности на холст. Превратить эти пятна в изображения элементов натуры очень непросто. Особенно на переднем плане. Но даже дальние планы оказывается требуют к себе изрядного внимания.
Неоценимую помощь на этом этапе оказывают картины или их репродукции. То, как другой художник уже сделал подобную работу, почти всегда подсказывает правильный путь. Или один из возможных путей. Если такой возможности нет, то поможет даже фотография.
При прописке главным становится умение рисовать. Вместо карандаша здесь используется тонкая кисть и жидкая краска. Если что-то не получается, то надо возвращаться к карандашу и пробовать изобразить трудное место на бумаге. Затем, когда получится, снова переходить к холсту и кисти. Видимо нет другого пути чтобы научиться переходить от обобщенных пятен к точному изображению реальных объектов. Уметь прорисовывать карандашом микросцены очень полезно. Это могут быть трава, листья или мелкие камни на земле, отдельная ветка дерева, книга на столе и т.п. Если говорить о дальних планах, то здесь очень ценно умение рисовать стаффаж.
И все-таки карандаш и кисть - разные инструменты. Поэтому здесь уже не обойтись без знания приемов живописи, только с их помощью можно превратить подмалевок в картину. Если на предыдущем этапе можно было в какой-то степени положиться на интуицию, то при прописке этого мало. Знание и осознанное применение приемов - показатель профессионализма. Они позволяют сравнительно быстро и без потери реалистичности изобразить те детали, которые делают картину законченной.
Отделка занимает довольно много времени. Нельзя торопиться, каждое действие надо продумывать и выполнять с максимальной точностью. Воображение, терпение и упорство - вот что требуется сейчас.
В целом тактика прописки деталей сводится к постоянному уточнению подмалевка. При этом возможно будет немного меняться форма объектов, углубится объем, местами усилится контраст, появятся какие-то мелкие детали. Например, скала, которая может быть изображена на подмалевке в двух-трех колерах, при прописке получит гораздо большее разнообразие.
Одновременно происходит постепенный переход ко все более мелким деталям. Конечно неизменным остается правило - все время сверяться с оригиналом или со своим воображением. По-прежнему работа идет по всему холсту, а не в каком-то одном месте.
Замесы колеров становятся менее объемными - просто потому, что краски требуется меньше. Сами колера более разнообразны, потому что необходима более тонкая разница в тоновых и цветовых градациях. Использование этих вариаций усиливает реалистичность живописи и одновременно допускает некоторую вольность в точности подбора колера.
Обычно в тенях деталей меньше, поэтому они прорабатываются не так подробно, как освещенные места. Это видно даже на любой фотографии. И это тоже особенность человеческого зрения. Но совсем без деталей нельзя. Если фото неспособно правильно передать густую тень, то это не значит, что на картине должно быть то же самое. Хоть и с меньшей подробностью, но тени тоже надо прорабатывать.
Прописка выполняется кистями меньшего размера. Это заставляет разбавлять краску, причем чем меньше размер деталей, тем тоньше должна быть кисть, и тем жиже разводится краска.
По-прежнему надо стремиться к тому, чтобы слой краски был гладким, без наслоений и видимых мазков. Более жидкую краску, которая к тому же лежит на мелких, а иногда совсем мелких участках разглаживать чистой кистью, как это делалось в подмалевке, не требуется. Получение гладкой поверхности здесь не является проблемой.
Пастозные места тоже бывают нужны. Это могут быть скалы или кора дерева на переднем плане. Блики на предметах (но не на облаках). Впрочем, здесь снова, как и везде в живописи, нет жестких правил. Все решается по месту.
Одним из существенных отличий прописки от подмалевка является то, что краска здесь кладется не на чистый грунтованный холст, а на уже существующий слой краски. При этом возникают нюансы как колористического, так и чисто технологического свойства.
Масляная краска для художественных работ обладает большой укрывистостью и позволяет полностью закрасить нижний слой, если это необходимо. Например, изобразить холодным темным колером трещины на уже существующей на холсте "горячей" скале. В то же время, растушевка или тонкий слой сильно разжиженной и поэтому полупрозрачной краски может дать интересный эффект будучи наложенным на нижний слой. Такой прием называется лессировкой. Наконец, некоторые участки подмалевка могут быть оставлены как есть и это тоже один из приемов работы над выхаживанием картины.
Если говорить о технологии, то здесь существуют как надежные, проверенные временем рецепты, так и не вполне адекватные советы. Известно, что старая классическая живопись, по крайней мере та, что дожила до наших дней, сохраняется достаточно хорошо. В противоположность этому более современные картины конца 19 века и ближе находятся часто в плачевном состоянии. Это заставляет задуматься о том, как накладывать второй красочный слой (и последующие слои тоже).