Многослойная живопись
|
Независимо от сюжета, от размера холста или от манеры художника красочный слой картины должен получиться прочным и долговечным. С этой точки зрения наилучшей технологией считается алла прима, выполнение всей работы за один сеанс, пока краска еще не высохла. В результате получается единственный красочный слой, который будет стабилизироваться равномерно. И он станет однородным и прочным. Если говорить именно о масляной живописи, то это гарантирует, что ни пожухлостей, ни трещин, ни отслоений, ни изменения тона или цвета не произойдет.
С одним и тем же красочным слоем можно работать до 12 часов, может чуть дольше. Поэтому художник должен быть способен сделать картину за один-два сеанса. Проблема заключается в том, что начинающий художник почти наверняка не сможет завершить работу в течение такого короткого времени из-за недостатка навыков.
Частично решить эту проблему вроде бы позволяет метод "алла прима по-кусочкам", когда в этой технике делается одна часть картины, затем другая и т.д. Например, можно идти от центра композиции к периферии. Или как то по-другому, отталкиваясь от задачи и от сюжета. Но на самом деле здесь возникает еще бОльшая сложность. Все фрагменты должны быть точно согласованы между собой по тону и цвету и после завершения работы образовывать единое целое. Для этого требуется очень большой опыт.
Желание овладеть техникой алла прима понятно. Очень соблазнительно научиться делать картины быстро и эффектно. Они часто выглядят свежо и привлекательно. Да и с точки зрения развития художника полезно освоить специфические для алла прима приемы и понять присущие этой технике ограничения. Здесь очень помогает работа над быстрыми и небольшими по размеру этюдами. А более сложные работы пока придется делать за некоторое количество сеансов, возможно даже значительное количество.
Классическая техника масляной живописи подразумевает многослойное нанесение краски на холст. Предыдущий слой просушивается и затем кладется следующий. Такой метод дает возможность не спеша заниматься пропиской, исправлять ошибки и постепенно продвигаться к завершению работы. Также важно, что нижний слой не страдает при исправлении ошибок в верхнем.
Вариаций технологии многослойной живописи много вплоть до самой сложной, семислойной, с нанесением до нескольких десятков слоев лессировок. Но в любом случае возникает вопрос о совместимости красочных слоев, положенных один на другой. На этапе подмалевка такой трудности нет, потому что краска кладется на чистый грунтованный холст, каждый раз в новом месте. Так как подмалевок делается быстро, то ошибки в тоне или цвете исправляются сразу, по сырому. Но затем, до начала прописки, краска скорее всего успеет стабилизироваться, образует твердую пленку, линоксин. Это заставляет задуматься о том, как накладывать второй красочный слой (и последующие слои тоже).
На первый взгляд все просто. Обычно художник не замечает никаких проблем - почти всегда краска отлично укладывается на предыдущий слой. Но что будет с картиной через год или дальше? Для кого-то это не имеет значения. Возможно, что иногда действительно не требуется обеспечить длительную жизнь картины. Например, для оформительских работ. Также многое зависит от характера художника. Конечно то, насколько важна сохранность будущей картины всегда решает автор. Но все же некоторые основы технологии многослойной живописи знать не помешает. Их соблюдение сродни уважению к себе.
Чтобы обеспечить прочное сцепление красочных слоев друг с другом требуется соблюдения определенных правил. Современные художественные материалы, в первую очередь краски, до какой-то степени могут прощать некоторые вольности в этом плане. Но все же лучше следовать тем нормам, которые художники вырабатывали веками. Это не сложно и не требует дополнительных затрат. Напротив, игнорирование проверенной технологии может загубить картину. Такие беды как отслаивание красочного слоя или его пожухание - постоянный спутник тех художников, которые пренебрегают проверенным опытом. Подобными картинами конца 19 и первой половины 20 веков полны музеи.
Тонкий или толстый
Почти универсальное правило заключается в том, что несколько тонких слоев краски всегда будут держаться лучше, чем один толстый. Это верно и для маляров, и для художников. Если красочный слой тонкий, то он будет быстрее высыхать, а после высыхания будет обладать бОльшей эластичностью. Но, что совершенно естественно, меньшей прочностью. Такой слой почти никогда не отслоится от нижележащего, но зато может потрескаться, если он хрупкий, например содержит слишком много лака. Лаки лучше вообще не использовать, по крайней мере поначалу, пока не придет понимание того, в каких случаях они действительно нужны.
Еще одно важное правило звучит так: «жирным по тощему». Это значит, что в каждом последующем слое краски надо немного увеличивать содержание масла по сравнению с предыдущим. Именно масла. Оно в любом случае частично втянется в нижележащий слой. Если оставшегося масла окажется слишком мало, то краска в верхнем слое потеряет насыщенность, станет матовой, пожухнет. Что дает избыток масла еще? Краска станет менее пастозной и более жидкой, поэтому каждый последующий слой будет тоньше и эластичнее предыдущего. Такой слой будет менее подвержен разрушениям, например, таким как растрескивание. И действительно, подмалевок - самый твердый и самый прочный слой. Здесь довольно густую краску приходилось буквально втирать в холст. В результате получился относительно толстый композит из застывшей краски, частичек грунта и нитей холста. Переход к прописке все более мелких деталей все более жидкой краской дает все более тонкие слои. Так что это правило вроде бы соблюдается автоматически. Но надо о нем помнить.
Совершенно другая ситуация возникает при работе методом импасто, когда кладутся фактурные слои краски значительной толщины. Можно сказать, что в этом случае скорее всего каждый последующий слой будет таким же по толщине, как предыдущий или толще. Пастозный красочный слой и выглядит, и ведет себя не так как тонкий. Вероятность возникновения трещин здесь намного меньше, но зато вполне возможно отслоение. Понятно, что такой слой и сушить нужно будет дольше.
Конечно никто не запрещает использовать в одной картине и тонкие слои, и пастозные. Наоборот, это может сделать живопись более интересной, к чему всегда следует стремиться. Тонкие тени и пастозные света давно стали классическим приемом.
Просушка
Уже очень давно опытным путем установлено, что при нанесении очередного слоя краски предыдущий слой должен быть полностью просушен. Другими словами, масляная краска всегда кладется только на сухое основание. Технология алла прима подразумевает сухой грунт, а многослойная живопись - сухой нижележащий красочный слой. Работа по полупросохшему слою даст такие дефекты как пожухание и растрескивание.
Время высыхания масляных красок с разными пигментами неодинаково. Быстрее всех сохнут земляные краски. Надо понимать, что это время зависит от множества причин. Здесь и количество масла в краске, и свойства пигмента, свойства основы и условия сушки. Так что это время колеблется от двух-трех дней в условиях теплого, сухого и светлого помещения до 5-7 и более. Это - минимальное время сушки в идеальных условиях. Такое бывает, но редко. Гарантированно поверхность холста будет сухой примерно через две недели, если не применять сиккативы или лаки, а ограничиться только льняным маслом. По прошествии этого времени можно безбоязненно обрабатывать красочный слой, если это необходимо. Например, добиваться шероховатости с помощью мелкозернистой наждачной бумаги или протирать картину разбавителями типа скипидара, уайтспирита или спирта для ее очистки и обезжиривания. И можно накладывать следующий красочный слой "по-сухому".
Как определить когда красочный слой высох? Конечно поверхность не должна липнуть, это понятно. На ощупь она должна быть твердой и слегка шероховатой, примерно как очень мелкая, "бархатная" наждачная бумага для полировки. Можно провести с усилием чистой сухой тряпкой по торцевой части подрамника с холстом. Обычно в таких местах слой краски довольно толстый и сохнет дольше всего, особенно там, где холст перегибается. Если тряпка осталась чистой, то это хороший признак. Это тот самый случай, когда лучше немного пересушить, чем недосушить. Есть способы позволяющие существенно ускорить процесс, но все они в той или иной степени наносят урон качеству, хотя иногда бывают оправданы.
На самом деле процесс полимеризации масла идет десятилетиями и даже столетиями. Постепенно он замедляется, но не останавливается совсем. Поэтому в красочном слое казалось бы просохшей за две недели картины все еще идут процессы формирования пленки. Это надо учитывать, если готовую работу предполагается защитить художественным покрывным лаком - делать это можно не ранее чем через полгода, а более разумным будет подождать год. Хотя здесь есть исключения.
Межслойная обработка
Чаще всего создание картины происходит методом последовательных приближений, в несколько этапов. В каждом сеансе на просохший предыдущий красочный слой наносится новый и при этом возникает задача обеспечить их прочное сцепление. Для этого есть несколько возможностей.
- Использование тонких слоев. Как уже говорилось, слои краски желательно делать тонкими потому что много тонких слоев будут держаться прочнее, чем небольшое количество толстых. Очень тонкие слои, например, нанесенные приемом "сухая кисть", держатся достаточно прочно даже на неподготовленной поверхности. И все же этого может оказаться недостаточно. Если попытаться просто положить даже тонкий корпусной слой краски на просохший предыдущий слой, то она либо соберется в капельки, если жидкая, либо через некоторое время отвалится, если густая. Это происходит из-за того, что просохший красочный слой представляет собой твердую пленку линоксина, который отталкивает масло. Эта пленка не растворяется теми разбавителями, которыми пользуются художники - уайтспиритом, скипидаром, пиненом. Поэтому приходится обезжиривать поверхность.
- Обезжиривание. Это очень простая операция и ее рекомендуется делать всегда. Подготовка поверхности заключается в ее протирке тампоном с уайтспиритом. Растворить линоксин не получится, но смачиваемость поверхности маслом или лаком станет лучше. Для сравнительно свежего красочного слоя возрастом 10-15 дней этого достаточно. Но для более старой, сильно пересушенной поверхности придется принять дополнительные меры.
- Механическое сцепление. Красочный слой, созданный месяцы назад, требует снятия пленки линоксина для открытия пор, которые в нем всегда имеются. Для этого ее придется механически удалить. Особенно это важно, если такая поверхность получилась глянцевой, что может произойти, если краска была положена, как говорят, корпусно, толстым слоем, да еще сглажена мастихином. При работе кистью надо еще постараться, чтобы такое произошло. Со старым, тем более с глянцевым красочным слоем краска не будет сцепляться. Во всяком случае, без дополнительной обработки - не будет. В подобных случаях требуется механическая обработка очень мелкой наждачной бумагой. Старые художники использовали для этих целей матерчатые мешочки с порошком пемзы.
Следует аккуратно пройтись по всей площади холста движениями в разных направлениях. Сильного нажима не требуется. По краям, в местах перегиба легко протереть холст насквозь, поэтому здесь требуется осторожность. Образовавшуюся пыль надо тщательно удалить мягкой щеткой, а затем и тампоном, смоченным уайтспиритом. После этого можно продолжать работу над картиной. - Склеивание. Еще лучшее сцепление слоев можно получить, если проложить между ними нечто вроде клея. Это не совсем склеивание в привычном понимании потому что нанесенный затем слой краски будет жидким. Но физика здесь такая же - сцепление молекул. Склеивание может дополнять механическую обработку, а может и заменять ее. Ведь не всегда допустимо зашкуривать красочный слой. Например, придавать шероховатость лессировке просто бессмысленно.
Очень полезное свойство составов для склеивания слоев заключается в том, что они выявляют истинный тон красок. Это связано с тем, что масляные краски при высыхании несколько светлеют, а нанесенное на них покрытие возвращает им первоначальный вид. Без этого верхний слой, подобранный в тон с нижним, после высыхания окажется заметно светлее.
Для склеивания красочных слоев существует множество вариантов и связано это прежде всего с тем, что идеальный состав до сих пор не найден. Но все они работают, кто хуже, кто лучше.
Самый простой и естественный способ склеивания состоит в использовании для межслойной обработки связующего краски, т.е. уплотненного льняного масла, многие так и делают. Такое масло втирается тампоном в просохший красочный слой на тех участках картины, которые предполагается прописывать в данном сеансе. Всю площадь картины покрывать не имеет смысла потому что работать по маслу можно очень ограниченное время, пока оно не стабилизируется, т.е. сутки или двое. Излишки масла снимаются чистой тряпкой так, чтобы поверхность почти не блестела. После этого нужно выждать 10-15 минут чтобы оно впиталось в микропоры и можно приступать к работе. Надо понимать, что даже самое лучшее масло со временем темнеет. Картина может пойти темными пятнами в тех местах, где остались излишки масла. Поэтому надо протирать практически досуха и тогда все будет хорошо. Прочность склеивания красочных слоев маслом не очень высока, но часто вполне достаточна. Зато после такой обработки кисть приятно скользит по холсту. Можно наносить очень тонкие слои краски, почти как при лессировке. Можно вписывать новый цвет в предыдущий и получать почти такой же эффект как при работе по сырому.
Старые мастера использовали для межслойной обработки масляные лаки с добавлением разбавителей и твердых смол, таких как копал и янтарь. Такая смесь называлась "нормальным лаком". Приготовить его довольно сложно из-за того, что твердые смолы не так просто растворить, требуется высокая температура. Более доступный лак содержит вместо копала или янтаря смолу даммары, которая легко растворяется без нагревания смеси. Даммара — вид хвойных деревьев, распространённых в тропических районах. Эта смола, как и лак на ее основе, продается в магазинах для художников.
Подобные межслойные лаки на основе натуральных смол проверены временем. Они обеспечивают очень прочное склеивание красочных слоев. Но все такие лаки после высыхания становятся хрупкими. Это одна из причин появления трещин в красочном слое - лакового кракелюра. Другой недостаток подобных лаков заключается в небольшом сроке их хранения из-за присутствия скипидара или пинена. Оба эти вещества со временем осмоляются, что делает лак уже в пузырьке более темным. Это даже может привести к тому, что он вообще не высохнет и останется липким. Кроме того, все подобные лаки со временем желтеют, а слой лака на основе даммары может даже помутнеть от влаги.
Возможно лучший вариант - использовать ретушный лак для масляной живописи, который именно для этого случая и был изобретен. Склеивание слоев обеспечивается хорошей адгезией лака к живописному основанию и верхнего слоя краски к лаку, а также высокой механической прочностью и эластичностью застывшего лака.
Хорошим ретушным лаком можно считать тот, который не только выполняет свои живописные функции, но и удобен в обращении. Он не должен содержать смолу даммары (придает хрупкость), не должен содержать скипидара или пинена (короткий срок годности), должен быть дешев. В общем, такой лак найти непросто.
Если предполагается поработать над небольшим фрагментом, то можно пройтись по нему долькой чеснока или срезом луковицы и затем подождать, когда это место подсохнет. Сильный специфический запах не является здесь проблемой так как довольно быстро исчезает. Этот прием известен с давних времен. Сейчас художники им почти не пользуются так как появились более продвинутые и менее хлопотные варианты, тот же ретушный лак. Но известно, что вещества, которые содержатся в чесноке или луке обеспечивают очень прочное сцепление слоев краски. Правда нужно помнить, что эти вещества состоят в том числе из соединений серы. Это может привести к почернению некоторых красок, например, свинцовых белил. Которые, правда, уже почти не используются в живописи.
Не обязательно применять эти приемы все вместе, но какие то нужно использовать обязательно.
Акриловый лак
Благодаря развитию химии появились лаки на основе синтетических полимеров, которых раньше не было. Такие как алкидные, полиуретановые и акриловые. Последние, возможно, самые интересные с точки зрения их применения в живописи. Существует несколько разновидностей акрилового лака. Акрил-стирольный лак для живописи содержит скипидар или пинен и, как следствие, имеет небольшой срок хранения. В художественных форумах встречаются сообщения о том, что покрытие акрил-стирольным лаком остается липким неделями или не высыхает вообще. Возможно это вызвано как раз использованием лака с истекшим сроком годности. Всегда рекомендуется проверить лак на куске ненужного холста со старым красочным слоем перед тем как покрывать им картину.
Художники почти не применяют акриловый лак на водной основе, который предназначен для отделки в строительстве. Считается, и это почти правда, что лаки или краски на водной основе не будут держаться на слое масляной краски. Тем не менее, средневековые мастера могли покрывать масло темперой, например, для того, чтобы гарантировано закрыть неудачное место и затем переделать его снова маслом (темпера не прозрачна). Для этого использовали тот самый чеснок над которым смеются сейчас многие художники. Сок чеснока обеспечивал очень сильную и долговременную адгезию не только масла по маслу, но даже темперы по маслу. Акриловый лак на водной основе позволяет делать то же самое.
Вот некоторые свойства акрилового лака на водной основе, позволяющие задуматься об его использовании в масляной живописи для межслойной обработки.
- В жидком состоянии лак непрозрачен и имеет белый, молочный цвет, но после полимеризации (очень быстро, буквально за пару минут) становится прозрачным и без всяких признаков желтизны.
- Быстро сохнет. Хотя по техническим условиям покрытие считается годным через сутки.
- Хорошо прилипает к любой нежирной поверхности. Проникает в мелкие поры, держится очень прочно.
- Полностью просохшее лаковое покрытие эластично и допускает значительные деформации без растрескивания, что препятствует появлению лакового кракелюра.
- Полностью просохшее лаковое покрытие не впитывает масло из краски последующего слоя, что предотвращает пожухание. Обладает практически теми же положительными свойствами, что и масляный грунт. Можно наносить краску любой консистенции, от тюбика до лессировки.
- В то же время положенный поверх лака слой масляной краски держится на нем очень прочно потому что срастается с ним химически (по данным М.М. Девятова в отношении акриловых грунтов).
- Красочный слой, покрытый таким лаком, уже не пересохнет, можно продолжать работу хоть через год без какой-либо дополнительной обработки.
- Лак можно удалить тампоном, смоченным уайтспиритом. При этом находящийся под ним красочный слой, в том числе и лессировочный, не пострадает.
- Акриловый водный лак дешев, без запаха, хранится практически неограниченное время, разводится водой.
- Поверхность, покрытую лаком нельзя обрабатывать абразивом (наждачной бумагой) из-за того, что она мягкая. Застывшая капля акрилового лака на водной основе напоминает мягкую глазную контактную линзу.
Лаки на основе водной эмульсии акриловых полимеров, которые продаются в строительных магазинах, могут сильно отличаться друг от друга и по составу, и по свойствам пленки. Как выбрать тот, что может быть использован в живописи? Вот несколько советов.
- Поместить на кусок полиэтилена каплю величиной с небольшую монету. Когда капля полностью полимеризуется (это может занять сутки так как слой лака довольно толстый), она должна стать прозрачной, не окрашенной в какой-либо цвет и эластичной.
- Нанести лак на старый красочный слой, высушить и затем попытаться стереть лак уайтспиритом. Он должен удаляться легко и без остатка, но без повреждения красочного слоя под ним.
- Нанести лак на старый красочный слой, высушить и затем нанести на него новый красочный слой. Просушить и попробовать все это расслоить каким угодно способом. Все должно держаться.
Наносить лак можно тампоном. Слой должен быть тонким и для этого лак нужно втирать, но конечно без фанатизма, так чтобы не повредить холст. Красочный слой должен быть просохшим. Достаточно 10-14 дней сушки в помещении. Если использовались долго сохнущие краски, например, сажа газовая, то потребуется две-три недели.
Акриловый лак, как и многие другие современные материалы появился сравнительно недавно. Использование его для покрытия масляной живописи - это во многом эксперимент. Поэтому то, что сказано про акрил выше, лучше воспринимать как полезный, но в некоторой степени спорный совет. При полном отсутствии каких-либо гарантий.
У каждого художника со временем формируется свой метод работы. В любом случае необходимо, чтобы в его основе лежало соблюдение технологии для получения прочного красочного слоя. Этот момент должен учитываться на всех этапах создания картины. Однако технология может потребовать пауз на просушку и на обработку поверхности. Поэтому самым главным правилом создания хорошего красочного слоя является не ждать, а набираться опыта и рисовать как можно больше. Для этого есть свои приемы - вести сразу две-три картины, делать в паузах быстрые эскизы или тренировать руку карандашом. Вариантов множество.
Но как же быть, если требования технологии с ее вынужденными паузами входят в противоречие с процессом работы над картиной, который иногда просто требует не прерываться? Ответ на этот вопрос может быть только один - если дело этого требует, то надо брать в руки кисть и рисовать. И будь, что будет.