"Живопись маслом - заметки для себя"

Ошибки - на что обратить внимание


Если бы люди знали о живописи столько, сколько знаю я, они бы не покупали моих картин.

Эдвин Генри Ландсир

Эдвин Генри Ландсир

Чем отличается профессиональная живопись от любительской? Тем, что профессионал делает меньше ошибок. Вот на что следует обратить внимание в своих работах.

Навык. Любое действие, повторенное много раз, становится навыком. Оно выглядит органичным, даже красивым. Лев, убивающий антилопу. Хирург, зашивающий рану. Каменщик или сварщик, занятые своим делом. Маляр, красящий стену. Примеров множество. Профессионализм всегда виден и всегда производит сильное впечатление. В живописи все то же самое. Последовательность работы, применяемые приемы, размер и направление мазков и т.д. Мазки должны быть уверенные, точные, содержать ровно столько краски, сколько ее требуется. Неуверенный, растертый мазок сразу виден. Навык в создании красочного слоя придает работе солидный, профессиональный вид. А нарабатывается он практикой.

Композиция. Плохая композиция делает картину бессмысленной. Лишает содержания. Идеальную или даже просто хорошую композицию создать сложно. Здесь одновременно действует множество противоречивых требований. Для любого художника поиск композиции - это головная боль. Имеется в виду не копирование чужих работ, а создание своей. Лучше начинать с простых композиций. Затем осторожно усложнять их, если хочется. И при этом внимательно анализировать результат. Кстати, простая композиция не является недостатком. Например, многие картины И.К. Айвазовского имеют очень простую композицию.

Рисунок. Хороший рисунок очень важен. Он создает ощущение правды. Не зря ведь рисунку уделяется очень большое внимание при обучении художников. Ошибки в рисунке всегда видны даже неискушенному зрителю. Они разрушают картину.

Тон. Ошибки в тоне просто лезут в глаза. Потому что тон создает объемность изображаемого и даже фактуру его поверхности. Малейшие нарушения здесь очень заметны.

Перспектива. Ошибки в перспективе просто недопустимы. Правильному перспективному построению несложно научиться, там нет никакой высшей математики. Основы можно понять за 15 минут и затем немного попрактиковаться.

Цветовой дисбаланс. Существует множество правил подбора гармонично сочетающихся цветов. В основном они лгут и поэтому в практике живописи часто не работают. То, что хорошо в интерьере, может оказаться безвкусным в одежде или резать глаз в экстерьере. С другой стороны при выборе цветового решения картины действительно есть на что опереться. В природе не бывает цветового дисбаланса, неважно солнечная погода или идет дождь. Как это получается? Во-первых, мы привыкли к тому как выглядит окружающий нас мир и поэтому считаем сочетания цветов в нем естественным, а значит гармоничным. Во-вторых, как правило все объекты освещены одним источником света и спектр этого освещения присутствует на них на всех, он нормализует все цвета, можно сказать, что приводит их к общему знаменателю. Чтобы добиться похожего эффекта в картине иногда советуют подмешивать одну и те же краску во все колера. Это не очень хороший совет. Лучше использовать размывку всего холста преобладающим цветом. И использовать скупую палитру - не больше 5-6 красок не считая белил. Еще один вариант состоит в том, чтобы использовать не чистые белила, а чуть подкрашенные базовым цветом.

Крашенность. Использование простого яркого (или не очень) цвета может сделать картину непохожей на реальность. В окружающем нас мире такого почти нет. Точно так же как прямые линии и регулярность характерны для объектов, созданных человеком, так и простые цвета встречаются только там. В природе цвет всегда сложен. Если пренебрегать этим, то будет получаться плакатная или декоративная упрощенная живопись. С другой стороны, простые цвета не являются запретными. Они выделяются на фоне сложных и создают тот самый контраст, на котором основана вся живопись. Это может быть флаг корабля, предмет одежды персонажа, автомобили на дальнем плане. Важно только знать меру.

Анри Матисс. Розовая обнаженная.
Анри Матисс. Розовая обнаженная.

Недокрашенность. Недостаток пигмента может сделать картину бледной и это всегда выглядит плохо. Избыток белил делает цвет мутным, мыльным. Особенно коварна недокрашенность при изображении неба. Обычно оно светлое и кажется, что требуется много белил. Результат может разочаровать. Это одна из причин, почему рекомендуется сначала делать самые темные места. Впоследствии, с приобретением опыта эта проблема обычно снимается.

Глухие цвета. В основном это касается теней и вообще темных мест. Известно, что в темноте видно меньше деталей, чем на свету. Но они все же должны быть. Нельзя делать однородно темной даже самую густую тень, в ней всегда должны угадываться, пусть только намеком, находящиеся там объекты.

Замученная картина. Исправления допустимы и даже неизбежны. Профессиональные художники тоже не обходятся без них. Но если на холсте сплошные исправления, то это плохо. Например, множество мелких мазков там, где достаточно одного более крупного. Бесконечные переделки приводят к появлению неконтролируемого смешения колеров и дают грязь. Чтобы избежать этих неприятностей необходимо продумать последовательность всей работы в целом и строго ее придерживаться. Не спешить. Класть каждый мазок осмысленно.

Наконец самое трудное - не следовать бездумно никаким правилам. В каждом конкретном случае эти правила могут работать по-разному. Или не работать вообще. Вот пример: часто повторяют, что надо рисовать то, что видишь, а не то, что кажется. Но это невозможно. Нет такой краски, которая позволила бы изобразить Солнце таким ослепительно ярким, каким мы его видим. Художникам приходится идти на хитрости для того, чтобы добиться реалистичности. Поэтому существует контрправило: в картине разрешается и даже настоятельно рекомендуется - приврать. Без этого бывает, например, невозможно улучшить композицию или добиться нужного контраста.

Все люди совершают ошибки в своей работе время от времени. Даже великие художники. Важно эти ошибки вовремя заметить и потратить некоторое время на их исправление. Или сделать все заново. Даже Рембрандт иногда терпел неудачи и безжалостно использовал такие холсты для других картин. Важно только не впадать в две крайности: небрежность и перфекционизм.