Приемы работы
|
Нет причин сомневаться в словах Ренуара. Тем более, что многие другие художники высказывали похожее мнение. Ну а если речь идет о ремесле, то в первую очередь следует осваивать те приемы работы, которые в нем используются.
Приемы работы кистью
Все простые инструменты позволяют использовать их множеством способов. В отличие от более сложных, специализированных, которые как правило пригодны только для чего-то одного. Кисть один из самых простых инструментов, который люди изобрели очень-очень давно. Поэтому работать кистью, всеми ее частями, можно по-разному. И в конце концов для изображения тех или иных объектов каждый художник изобретает что то свое или находит нужную комбинацию уже известного.
У художников обычно имеется множество разных по размеру и форме кистей. Некоторых по несколько штук одинаковых. Есть любимые кисти, такие, которыми пользуются чаще всего и которыми даже можно сделать всю работу от начала и до завершения. Есть кисти для специальных задач. Не потому что другими это сделать невозможно, а просто этими будет получаться быстрее и лучше.
Конечно все зависит от решаемых художником задач и размеров холста, но почти всегда сначала в дело идут крупные кисти и по мере перехода к деталям все более мелкие. Хорошим правилом можно считать выбор кисти самого большого размера из всех возможных, исходя из конкретного фрагмента картины и степени ее законченности. Это значительно ускоряет работу и минимизирует количество мазков. Такой метод позволяет получить более цельную и выполненную более профессионально картину. Потому, например, облака рекомендуется делать не теми кистями, которые, как кажется, подойдут, а взять их номера на два-три больше. Это почти всегда верно и для объектов небольшого размера. Крупными кистями при необходимости вполне можно сделать достаточно мелкие детали. Известен случай, когда И.К. Айвазовский на публике изобразил целый корабль в цвете одним мазком, не отрывая кисти от холста.
Кисть с загруженной в нее краской оставляет на холсте след. Мазок - главное изобразительное средство при создании картины. Для того, чтобы живопись получилась интересной и выразительной мазки должны быть разнообразными. Начинающие покрывают весь холст мазками одного типа, как автоматы. Это обедняет картину, лишает ее естественности. В природе все объекты "сделаны" разными мазками. Часто профессиональные художники используют самодельные кисти, дорабатывают покупные или применяют сильно изношенные - все для того, чтобы получить нужный характерный мазок.
Хотя форма, размер, направление и другие характеристики мазков бывают очень разными, все же можно выделить основные их виды.
Гладкий (скрытый) мазок позволяет получить гладкую, ровную поверхность красочного слоя. Все сглажено, отдельные мазки практически неразличимы на поверхности картины.
Пастозный (фактурный) мазок оставляет более или менее толстый слой краски, иногда до нескольких миллиметров. При этом создается рельеф, который подчеркивает форму предмета, особенно если этот рельеф в дальнейшем покрыть лессировкой.
Лессировочный (жидкий, прозрачный) мазок применяется для наложения тонких прозрачных и полупрозрачных слоев краски для получения необходимого цвета или тона.
Мазок может и должен использоваться для передачи глубины пространства. С этой целью передние планы можно делать более фактурными и четкими мазками, а задние планы в основном гладкими и слегка размытыми, тающими. Точно так же в тенях принято использовать тонкие слои краски, а в светах - фактурные.
Разные кисти и различная густота краски, фактура основания, вариации усилия руки и направления создают разный мазок. Было бы просто замечательно наносить только те мазки, которые действительно нужны для изображения объекта. Безошибочно нужного тона и цвета и в нужное место. Это получается далеко не сразу и вообще не у всех. Высший пилотаж. Но к этому надо стремиться.
В Интернете можно найти фото мазков, которые оставляют различные кисти. Но эти фотографии малоинформативны. Гораздо полезнее получить собственный опыт. Потребуются разного вида кисти, краска и кусок грунтованного картона. Такой картон необязательно покупать. Можно использовать упаковочный или даже плотную бумагу. Достаточно один раз покрыть основу художественным грунтом и получится неплохая поверхность для экспериментов. Такой черновик позволит понять характер мазков и потренироваться в их нанесении.
Некоторые проблемы может доставить то, что почти всегда любая новая кисть лезет. Поэтому перед началом работы ее следует "отбить" - повозить по какой-либо поверхности без краски. Если такая кисть все же оставила на холсте волосок - ничего страшного. Его надо аккуратно поддеть острым концом зубочистки и сразу восстановить это место. На высохшей работе можно воспользоваться лезвием, аккуратно срезать волосок двигая лезвие плашмя. Или поддеть кончик волоска булавкой и затем снять его пинцетом.
Некоторые приемы дают совершенно разный результат в зависимости от того, как сделан мазок - "по шерсти" волосяного пучка кисти или против. Это тоже стоит попробовать. Надо только помнить, что если щетина позволяет движение "против шерсти", то мягкие кисти почти не допускают такого произвола.
Обычный, "малярный" мазок кистью на самом деле может быть очень разным. Цель нанесения такого мазка всегда одна - закрасить фрагмент холста. Но сделать это можно по-разному даже одним и тем же колером. Кисть с краской всегда оставляет рельефные полоски, а не идеально гладкую поверхность. Поэтому горизонтальный мазок выглядит не так, как вертикальный или мазок под углом. Зрительно краска меняет тон и даже оттенок. Различия могут быть небольшими, но опытные художники их используют. Например, известно, что вести кисть с краской нужно вдоль фактуры объекта. Если это бревенчатая изба, то вдоль изображаемых бревен. Если дерево, то вдоль ствола. Если дерево находится на переднем плане и его кора должна быть детализирована, то кисть движется вдоль трещин на ней. На волнах - вдоль тока воды, на облаках - вдоль воздушных потоков. Иногда нужное направление сходу бывает сложно определить и есть смысл попробовать разные варианты. Видимую фактуру натуры создает освещение, расположение теней и бликов на ней. Оно обычно подсказывает правильное направление мазков.
Разновидностью "малярного" мазка можно считать случай, когда кисть почти лежит на холсте и краска сходит с боковой поверхности волосяного пучка. При этом движение может быть вдоль кисти или поперек. Результат будет разный.
Дробный мазок. Движение кисти с отрывом. Оно состоит из множества на первый взгляд беспорядочных касаний основы. На самом деле эти касания должны соответствовать форме и фактуре объекта. Могут использоваться как мелкие кисти, так и крупные; как мягкие, так и жесткие; движение может производится как вдоль, так и против шерсти или даже боком и т.д. Кисть держит "рука алкоголика" - она почти непредсказуемо дрожит. Очень хорошо так получаются листва дерева, скалы, галька и другие объекты, имеющие хаотические мелкие неоднородности.
Растяжка, втирание одного цвета или тона в другой с целью получения плавного перехода. Этот часто используемый прием подробно рассмотрен в разделе Техники работы с краской -> Растяжка.
Флейцевание. Флейц - это крупная, чаще всего плоская и мягкая кисть, с помощью которой разглаживают красочный слой с целью избавиться от рельефа мазков, сделать поверхность гладкой. При этом стараются избежать переноса краски с одной части холста на другую. Кисть обязательно должна быть сухая, а движения очень легкими. Кисть держат в одной руке, а в другой - тряпку, которая нужна для того, чтобы периодически, после одного-двух движений, снимать попавшую на кисть краску. Работает самый кончик кисти почти без нажима.
Флейцевание не стоит проводить сразу после того как красочный слой положен потому что он еще слишком жидкий, что может привести к появлению грязи. Но оно возможно уже минут через сорок даже при работе на чистом масле, а при использовании разбавителя даже раньше.
Если при флейцевании немного усилить нажим на кисть, то она начнет переносить краску. Такой прием можно использовать для уточнения формы облаков или отражений в воде.
Конечно флейц можно использовать, как и любую другую кисть, для нанесения краски, особенно если требуется закрыть значительную площадь.
"Сухая кисть". На щетинную, довольно жесткую кисть набирается небольшое количество густой краски, прямо из тюбика или даже обезмасленной с помощью газеты краски. Затем кисть вытирается о бумагу почти досуха. В таком виде она используется для нанесения изображения на сухую поверхность с легким, но ощутимым нажимом. Получается рисование черточками множеством жестких щетинок кисти, как грифелями.
Такой прием позволяет получить мягкие переходы тона. Это может понадобиться при работе над облаками, дымкой или даже портретом.
"Воздушный" ("драный") сухой мазок. Прием довольно сложный. Выполняется также как "сухая кисть", но не щетиной, а более мягкой кистью - синтетикой или колонком. На сухой (или даже только подсохший) предыдущий красочный слой мазок наносится легкими движениями, почти без нажима. Кисть оставляет след, который состоит из мельчайших точек краски. Мазок едва заметен по тону, похож на туман, пыль или вуаль.
Поскольку в этом случае используется мягкая кисть с тонкими волосками, очистить ее от краски "досуха" с помощью бумаги или тряпки невозможно. Поэтому лучше предварительно нанести краску на кусок бумаги более жесткой кистью и растереть ее, а затем несколько раз провести мягкой рабочей кистью по этой поверхности. Теперь можно наносить краску на холст.
Колер для воздушного мазка лучше делать заведомо более интенсивным, иначе эффект будет слабо заметен из-за малого размера капелек краски.
Опытные художники могут пользоваться этим приемом даже при работе по сырому, что позволяет соединять контрастные цвета без грязи, сохраняет чистоту, звучность, свежесть цвета. Другое его назначение - объединить большие части картины общим колером.
"Штампование" боковой поверхностью кисти. Почти лежащей на холсте кистью по нему наносятся шлепки. Так можно делать камни, зелень листвы на деревьях и кустах, элементы облаков и т.д. Понятно, что разные кисти оставляют разный след, который к тому же зависит от угла наклона, густоты краски и силы нажима.
"Штампование" торцом кисти, расположенной перпендикулярно холсту. След, который оставит кисть, как и в предыдущем случае, зависит от многих составляющих, что позволяет получить большое многообразие мазков. Но в любом случае этот след будет состоять из разного размера и формы точек и пятен. Они могут быть как светлей, так и темней нижележащего красочного слоя. Это может пригодиться при изображении шероховатых объектов - песок, асфальт. Или объектов дальнего плана - горы, деревья, трава. Но особенно хорошо получаются этим приемом облака.
Также удобно начинать штампованием подмалевок, если он делается густой краской, прямо из тюбика, когда ее приходится буквально вбивать в холст. Штамп с последующей растиркой позволяет получить плавные соединения пятен и тонкий красочный слой. И при этом он точно не будет однородным, малярным.
"Штампование" торцом наклоненной кисти с небольшим контролируемым нажимом "против шерсти". След кисти в этом случае будет состоять из коротких штрихов, которые оставляют волоски кисти. Так можно делать траву или короткие ветви кустарника.
Движения краем кисти "против шерсти". Прием похож на предыдущий, но работает не торец кисти, ее край. Участвует только небольшое количество волосков. Так можно делать траву или тонкие ветви деревьев. Для этого приема кисть можно специально распушить или иметь отдельную кисть-растопырку.
"Штампование" с прокаткой кисти с пятки на носок. Так можно делать ветви деревьев и кусты. Никаких дополнительных движений кистью вбок или по вертикали, просто надавить и прокатать с небольшим нажимом вперед.
Любой способ штампования требует жесткой кисти. Но если подобрать густоту краски и силу нажатия, то можно использовать этот прием даже с кистью из белки. Получится что-то вроде напыления, тумана.
Перекатывание кисти. На круглую овальную кисть из щетины набирают краску, затем касаются ею холста и производят вращательные движения вокруг продольной ее оси, перекатывают ее в пальцах. Если касание происходит только кончиком кисти и нажим небольшой, то будут получаться хаотически расположенные пятнышки краски. Так можно изобразить листву на дереве или блики на облаке. Если держать кисть почти параллельно холсту, то возникнут линии от щетинок, которые могут быть травинками.
"О"-образные движения круглой щетиной кистью. Это похоже на рисование множества окружностей с постепенным изменением их радиуса и перемещением по плоскости холста. Кисть не отрывается от холста.
Лайнер - длинная тонкая круглая кисть - позволяет делать протяженные кривые и прямые линии. Это могут быть ветви деревьев, мачты корабля и т.п. Краска должна быть жидкой и просто стекать с кисти на холст. Для разбавления используется не масло, а разбавитель.
Старые кисти, даже казалось бы совсем испорченные - разлохмаченные, сильно изношенные или плохо промытые и засохшие - могут оставлять необычный мазок, который вдруг хорошо подойдет для изображения листвы или травы, скал или песка. Таким приемом пользовался И.И. Шишкин и многие другие художники. Не стоит выкидывать старые кисти.
Изменение формы пучка кисти. Если соотношение густоты краски и жесткости волоса подобраны правильно, то можно придать пучку почти любую форму. Например, форму лопаточки с острой кромкой для нанесения очень тонких линий, причем их можно не только проводить, но и штамповать острием. Во втором случае получатся короткие прямые штрихи.
Использование недомешанного колера. При смешивании красок почти всегда требуется получить однородный цвет. В некоторых случаях можно смешать составляющие колера не очень тщательно и тогда кисть будет оставлять мазок не одного цвета, а сразу двух (или больше). Если не стремиться к однородности смеси красок на палитре, то прожилки живого цвета в мазках кисти на картине придают им совершенно другие свойства. Появляется движение и мерцание цвета. С этой же целью на разные участки кисти можно взять разную краску. Такой прием может пригодиться для изображения скал или хаотичной зелени. Конечно разные колера будут в какой-то степени смешиваться, поэтому надо избегать сочетаний, которые дадут грязь. Этот прием довольно труден потому что сложно контролировать сход нужной краски в нужное место.
Использование чистой кисти, которая слегка смочена уайтспиритом. Этот прием работает не только на сыром красочном слое, но даже на подсохшем в течение нескольких дней. Уайтспирит частично растворяет относительно свежий красочный слой и при этом от кисти остается след, который выглядит не так, как его окружение. На поверхности, покрытой однородным колером можно получить интересные эффекты. Например, так можно уточнять отражение в воде. Или поработать с туманом, облаками, дымом.
Обратный конец кисти (конец ручки), если он острый, можно использовать для того, чтобы размыть мелкие детали при необходимости или уточнить линию. Лишнюю краску просто разгоняют или соскребают. Если фрагмент очень мелкий, то можно воспользоваться зубочисткой. Этим же способом по еще жидкой краске процарапывают ветки деревьев и кустов. Так можно подписать картину после ее завершения.
Самодельная кисть из нескольких волосков. Такая кисть может пригодиться там, где требуются тонкие линии. Сделать ее несложно и это не займет много времени. С другой стороны, надо понимать, что это не единственный способ изображать, например, травинки. Кто то выберет этот специализированный инструмент, а кто то сделает всю работу обычной мягкой кистью.
Для этой самоделки потребуется густая краска просто потому, что жидкой она много не возьмет. Но, опять же, можно попробовать разные варианты.
Самодельная кисть для прорисовки травинок
Веерная кисть. Это очень интересный инструмент, который можно использовать примерно также, как и другие виды кистей, но в то же время имеющий свои особенности. Некоторые художники не любят эту растопырку, другие получают с его помощью замечательные результаты. В любом случае есть смысл попробовать.
Веерные кисти бывают разных размеров, из щетины и синтетики, жесткие и мягкие, с плотным пучком и редким. Широкий веер позволяет мягко укладывать краску на большой площади; его ребро дает возможность проводить резкие штрихи, а довольно острый угол помогает справиться с мелкими фрагментами. То, что углов два делает возможным работу одной кистью с разными колерами без необходимости постоянно очищать ее, например, с теплым и холодным.
Веерные кисти
С помощью мягкой веерной кисти удобно разглаживать красочный слой и уточнять сопряжения пятен. Примерно так же, как флейцем, но более деликатно.
Веером можно наносить с помощью штамповки дугообразные скопления листвы деревьев. Не стоит только делать их все одинаковыми. Эта кисть оставляет очень характерный след и поэтому его надо разнообразить. В противном случае получатся одни пальмы.
Нанесение краски углом веерной кисти оставит на холсте маленькие пятна или штрихи в зависимости от густоты и жесткости пучка. Так можно изображать небольшие скопления листьев в кроне дерева, мелкие неровности на лесной тропинке, полевые цветы на средних и дальних планах и другие подобные объекты. Движения кистью могут быть простой штамповкой или с небольшим сдвигом "против шерсти" или наоборот.
Веерная кисть хорошо подходит для нанесения всякого рода дуг. Она сама ведет руку. Прямые линии с ее помощью делать неудобно, разве что держать в этом случае кисть перпендикулярно поверхности холста.
Палец
Это очень удобный инструмент, который всегда "под руками". Он позволяет загладить красочный слой, получить плавный переход цвета, убрать лишнюю краску, нанести лессировку и другие подобные вещи. Иногда это быстрее, чем искать нужную кисть.
Движения пальцами естественны, поэтому они точнее и деликатнее, чем работа любым инструментом, в том числе и кистью. Палец лучше очищается от остатков краски, чем кисть, что позволяет сохранять более чистые цвета. Палец позволяет получить идеально ровную поверхность красочного слоя, особенно если его немного смочить водой.
Облака хорошо растушевываются пальцем слегка смоченным маслом. Так можно получить очень плавные переходы и сложное перетекание одного колера в другой. Этот прием годится и для тумана или дыма.
Пальцем удобно положить и втереть белила для солнца или луны. Кисть может содержать небольшие количества другой краски и это в данном случае может все испортить.
В отличие от кисти след пальца всегда имеет более или менее четкую границу. Это скорее всего не позволит получить "тающий" мазок.
Интересно, что работа с краской с помощью пальца не всем подходит. Говорят, что Тициан в конце жизни буквально лепил свои картины пальцами. С другой стороны есть люди, которые органически не переносят грязи на своих руках. Рисование пальцами выглядит эффектно, но каких-то особых преимуществ не дает. Поэтому здесь все по желанию.
Тряпка и вата
В первою очередь тряпка нужна для того, чтобы протирать кисти, что помогает избежать грязных цветов. С этой задачей неплохо справится и бумага - салфетки, всякого рода рулонная продукция или даже газета. Можно наклеить на бумагу скотч, тогда краска не проступит с обратной стороны и не испачкает руки.
Если создать на тряпке складки и сделать из нее тампон, то таким способом можно наносить на холст довольно оригинальные мазки и штампы. Этот прием позволяет получить изображение листьев дерева, лепестков цветов, каменистой осыпи и других подобных объектов. Перед нанесением краски на холст лучше попробовать отпечаток тряпки на куске картона, чтобы убедиться, что он подходит.
Другое применение тряпки - стирание неудачных мест. Время от времени такая необходимость возникает не только у начинающих художников, но и у профессионалов. Красочный слой конечно должен быть свежий. Но в некоторых случаях даже подсохший красочный слой, положенный два-три дня назад, можно частично удалить, если слегка смочить тряпку разбавителем, а еще лучше - маслом. Разбавитель может растворить предыдущий красочный слой и даже грунт, поэтому есть риск повредить их. Действовать нужно очень аккуратно чтобы не испортить удачные места. Не стоит стремиться снять всю краску, скорее всего это не получится потому что грунт уже впитал некоторую ее часть. Достаточно снять основное количество краски над грунтом (или над предыдущим красочным слоем, если он есть). Это делается только чистой тряпкой, поэтому ее надо часто менять.
Существует также такой прием как вытирание. Допустим есть еще сырой подмалевок на белом грунте. Если свежую краску удалить тряпкой, белой поверхности уже не будет. Грунт в этом месте останется слегка окрашенным, но станет гораздо светлее, даже если краска темная. Так можно работать над формой, особенно в тенях.
Другой прием позволяет понизить четкость изображенного на холсте. Это актуально для дальних планов или тумана. Еще сырой красочный слой нужно аккуратно промакнуть тампоном из тряпки и ваты или даже бумажным полотенцем. При этом все контуры слегка расплывутся.
Обычные тряпки оставляют на холсте ворсинки и катышки. Даже если их не видно, надо понимать, что они все равно там есть. Поэтому лучше использовать белые нетканые салфетки, которые продаются в супермаркетах в виде рулонов. Можно завернуть в такую салфетку обычную тряпку или вату - такой тампон использовать еще удобнее. Им даже можно наносить на холст проклейку, грунт или лак.
Очень точно можно убрать свежую краску с помощью "ластика" из ваты, накрученной на спичку или зубочистку. Вата хорошо впитывает масло вместе с краской. Особенно помогает этот прием при работе с мелкими деталями. Как правило, краска для таких мест разводится маслом или разбавителем достаточно жидко, что еще облегчает задачу. Вата должна быть чистой, поэтому ее надо менять после каждого "стирания".
Кисть или мастихин?
Классическая масляная живопись подразумевает холст и кисть. Кроме этой пары существует множество других вариантов основы и инструмента. Многие художники работают мастихином и получают очень хорошие результаты.
Возможно, чтобы составить свое мнение и выбрать свою технику, придется попробовать разные. Или даже придумать нечто новое. Но классическая техника всегда имела и имеет много преимуществ перед другими.
- Прежде всего эта техника проверена временем. При соблюдении технологии живописи и правильном обращении картина живет много столетий.
- Кисть - самый совершенный инструмент художника. Несмотря на свою простоту она позволяет использовать множество приемов и получать громадное разнообразие мазков. Да, художники применяют и тряпку, и палец, и тот же мастихин, и много еще чего. Но кисть остается вне конкуренции. Она удобна и универсальна.
- Очень полезно в учебных целях, да и не только, копировать картины мастеров. Но как можно сделать это не используя кисть? Ведь эти картины в основном были созданы именно с помощью кисти.
- Расход краски при работе кистью намного меньше, чем, например при использовании мастихина. Если раньше изготовление масляной живописной краски было делом трудоемким, и, соответственно, краска была дорогой, то в наше время такой проблемы вроде бы и нет. Но это только на первый взгляд. Толстый слой краски на холсте - это плохо и для холста, и для художника. Сохранность картины будет под вопросом. А художник будет долго-долго отмывать руки, да и все остальное.
- Классическая техника подразумевает в сознании зрителей гладкую живопись, сделанную кистью. Рельеф в красочном слое тоже бывает уместен, например, если изображаются скалы или кора дерева на переднем плане. Светлые места могут быть сделаны густой краской и объемными мазками - если этого требует замысел. Но увлекаться рельефом не следует - гладкая живопись выглядит эффектнее, она намного равномернее отражает свет, делает картину более цельной. В гладкой живописи темные тона выглядят еще темнее, а светлые - еще светлее, что создает иллюзию более широкого диапазона яркости.
- Наконец, картины на холсте, выполненные кистью и масляными красками, ценятся больше всего. Их охотнее покупают, они стоят дороже. Классика всегда в цене и не только в живописи.
И все же бессмысленно искать ответ на вопрос: что лучше. Хорошие художники умеют работать в разных техниках. Все зависит от задачи и от навыков. Замечательный совет дал Ж. Вибер: "Не будем выбрасывать с палитры ничего, потому что все, что может служить, - полезно..."