Мутные среды
Они встречаются повсюду. Небо, облака, дымка или пыль, туман, дым костра, дождь, полупрозрачные драпировки, матовое стекло, коктейль в бокале - все это мутные среды. Они обладают некими общими свойствами, которые позволяют выделить их в отдельный класс объектов и соответственно изображать по особому.
Физики давно и успешно разобрались в процессах, которые происходят в мутных средах. Распространение света в них сопровождается значительным рассеянием, поэтому прозрачность среды в этом случае неполная. Причиной рассеяния являются посторонние частицы, создающие хаотичную неоднородность структуры (дым, туман, облака, коллоидные растворы), либо флуктуация плотности (ореол вокруг самолета, преодолевающего звуковой барьер), либо даже явления резонанса в объеме среды (огненные конусы у сопла реактивного двигателя). А вот среды, в которых неоднородность изменяются плавно , и которые поэтому являются локально однородными, света не рассеивают. В таких средах происходит постепенное искривление световых лучей и это уже рефракция. Как примеры можно привести миражи или искривление очертаний предметов в пламени костра или над разогретым асфальтом в жаркий день.
Многократное рассеяние в мутных средах зрительно воспринимается как самоосвещение среды. Если мутная среда достаточно протяженная, упорядоченные пучки света превращаются в диффузные, другими словами лучи света начинают распространяться во всех направлениях, случайным образом. При этом источник света сквозь мутный слой вообще может быть не виден, он только угадываться. Солнце за облаками - это именно такая ситуация.
Невозможно изображать мутные среды теми же приемами, которые используются для твердых тел. Например, иногда советуют представлять облака как комочки ваты, но при этом на холсте тоже получатся комочки ваты, а не облака. В живописи мутные среды можно почти точно моделировать с помощью таких приемов как полулессировка (с небольшим количеством белил или другой кроющей краски) и сухая кисть. Они позволяют накладывать тонкие просвечивающие красочные слои, что хорошо моделирует реальные физические процессы распространения света в среде.
Небо
В пейзаже, а иногда и в других жанрах, небо, с облаками или без них, является одним из главных композиционных элементов картины. Несмотря на это оно обладает свойствами фона в том смысле, что во многом определяет колорит картины, особенно если занимает значительную площадь холста. Небо также является источником освещения, поэтому тон и цвет всех объектов сильно от него зависит. Привычка решать небо как фон позволяет добиваться в картине равновесия тона и цвета. Очень похоже на то, как художники выбирают фон при работе над портретом. Вот хороший пример - "портрет" облака, которое находится на фоне неба, как на картинах канадского художника Ренато Мучилло.
Сделать правильно небо и облака сложно. Основная трудность состоит в том, что часто это самое светлое место на холсте и естественно, что оно задает все остальные тональные отношения. Опытные художники начинают именно с неба. Так работал Айвазовский. Но если практики мало, то небо легко пересветлить белилами и оно получится блеклое. Стандартный совет - начать с самых темных мест и постепенно избавиться от белого холста, а затем перейти к небу. Правда в этом случае придется кое где "пририсовывать" небо фоном за другими объектами и это почти наверняка создаст сложности, впрочем, небольшие.
Другая трудность заключается в том, что очень желательно (хотя все же не обязательно) делать небо и облака за один сеанс, пока краска сохраняет подвижность. В этом случае результат получится более цельным. Это тоже не всегда получается. С другой стороны небо, как и все остальное, можно переделывать. Это сложнее, чем исправление каких-то других объектов, но вполне реализуемо при аккуратной работе.
Наконец, небо и облака просто надо научится изображать теми приемами, которые подходят для этого лучше других.
Самое простое небо без облаков - это растяжка. Она может состоять только из двух цветов (не считая белил), но это сильное упрощение, их всегда больше двух. И это почти никогда не синяя или голубая краски из тюбика, цвет более сложный.
То, что на таком небе нет облаков может оказаться лучшим вариантом в какой-то конкретной ситуации. Потому что облака, особенно если они сложной формы, могут перегружать композицию и забирать внимание на себя.
И.К. Айвазовский. Прощание. 1869 г.
Если сделать идеально правильную растяжку, в которой три или даже больше цветов плавно изменяются от одного к другому, то конечно можно получить красивое небо. Но оно будет "рекламным", синтетическим. Почти всегда небо бывает более сложным. В реальности небо мерцает, там нет чистых и гладких цветов. Гораздо более естественно выглядит растяжка с "дефектами", такая, где в голубом можно почувствовать розовое или охристое, а в розовом - голубое и т.д. Это всего лишь намек, но он делает небо более интересным. Хорошие результаты дает использование мягкого синтетического флейца по сырому, может слегка подсохшему предварительно нанесенному красочному слою. Флейц будет немного перетаскивать частички краски с одного цвета на другой и небо получится более живое.
Такие рассуждения основаны на физике. С достаточной точностью можно считать, что луч света, проходящий через атмосферу, подвергается двум типам рассеивания: рассеиванию Релея на молекулах воздуха и рассеиванию Ми на мельчайших частицах воды. Первое приводит к тому, что цвет неба к горизонту становится менее голубым и даже может уходить в оранжевую и красную часть спектра. Второе связано с увеличением интенсивности рассеянного на сферической частице излучения для длин волн, сравнимых с размерами частицы. Оно создает ореол вокруг солнца, луны и других ярких источников света, таких как маяк или лампы уличного освещения. Оно же дает ту дымку, сквозь которую мы видим удаленные объекты. Все это непредсказуемым образом накладывается друг на друга и дает ту неоднородность, которая делает небо узнаваемым.
Если присутствуют голубой и желтый колера, в растяжке между ними часто вставляют другой цвет. Если этого не сделать, то голубой и желтый при переходе дадут зеленый. Промежуточный цвет может быть разным в зависимости от того, что будет изображено на холсте. Вечером или утром это может быть розовый, днем - белый, ночью - сероватый. Часто используют светлую охру. Но в любом случае дневное небо не бывает зеленым, потому что наше солнце желтое. Зеленых звезд вообще не бывает. Этому есть физическое объяснение. А вот ночное или вечернее небо может иметь зеленоватый или бирюзовый оттенок. Его интенсивный синий цвет при оптическом смешении на частичках атмосферной влаги и пыли с ярким желтым светом луны или заходящего солнца вполне может дать нежный зеленовато-голубой. Скорее не по всему полю. Часто художники утрируют этот эффект. Иногда получается красиво. Если сюда добавляется алый или пурпурный отсвет облаков, то в таком случае может появиться совсем неожиданный оттенок ночного неба.
Одно исключение, пожалуй, все же есть - Аврора.
Аврора над Исландией. Фото David Mark с сайта pixabay.com.
Добавление "безопасного" колера между голубым и желтым является искусственным приемом. Если сделать красиво, то зритель скорее всего не заметит вранья. Но все же в реальности цвет неба как правило меняется точно по спектру - от красных и розовых через желтый, пропуская зеленый, к голубому и синему. Особенно хорошо это видно на закате.
Еще более экстремальная ситуация возникает при изображении ночного неба и яркой луны в ореоле. Поэтому все же требуется уметь делать плавный переход от желтого к синему. В такой ситуации избежать зелени в растяжке можно если использовать один из следующих приемов, в зависимости от технологических особенностей нанесения красочного слоя.
- Создать между желтым и синим поясок из разбеленой светлой охры. Хотя охра является желтой краской, она мягче и менее интенсивна по сравнению с другими желтыми. Получится растяжка из трех колеров. Делать ее надо осторожно, не допуская смешения крайних синего и желтого. При этом лучше использовать в качестве синей краски что-нибудь не очень интенсивное, например, церулеум, а не голубую ФЦ.
- Если край более-менее четкий, можно проложить между синим и желтым тонкий растушеванный поясок розоватого. Такое хорошо подходит для облаков.
- Работа по сухому. Сначала положить синий, оставив место и плавную границу для желтого, просушить, затем положить желтый по уже сухому. При работе на одном масле просушка займет несколько дней. Если добавить лак, то всего два-три часа или даже меньше.
- Можно и по сырому. При этом надо заранее продумать, какие "безопасные" сочетания колеров будут использоваться. Синий с желтым явно не относятся к такой комбинации. Не исключено, что именно по этой причине у художников появляется небо, например, песочного цвета.
Охра подойдет и для освещенных луной облаков на ночном небе, которые затем надо подсветить желтым со стороны, обращенной к свету. Но чистый желтый для неба нужно использовать с большой осторожностью. Если нет объектов с ярким желтым, то лучше взять разбел светлой охры, она гораздо мягче и приятнее во многих случаях.
В упрощенном варианте неба можно вообще обойтись только голубой ФЦ и белилами. Получится спокойное глубокое весеннее или летнее небо. Более блеклое, сероватое, например, осеннее, небо получится если добавить совсем немного краплака красного светлого и чего-нибудь коричневатого. Но не слишком много, чтобы не получить грязь. Может в других сюжетах вместо голубой ФЦ больше подойдет ультрамарин. Иногда цвет неба может иметь оттенок бирюзы. Такой цвет можно получить, если в голубую ФЦ и белила добавить совсем немного кадмия желтого.
Но вообще-то небо чаще всего имеет серо-голубой цвет. Конечно достаточно светлый и с преобладанием голубого. Такой колер получается при смешивании голубой, розовой и желтой красок (с белилами конечно).
Ночное небо в лунную ночь бывает очень красиво. Яркая луна часто дает достаточно света для того, чтобы были видны даже мелкие детали. Но все же лунное освещение не такое интенсивное как солнечное. Поэтому сильных контрастов оно не создает. Цвета также приглушены. Лунный свет - это отраженный солнечный и по своей природе он также тяготеет к теплым цветам. Окраска тех объектов, которые хорошо освещены лунным светом скорее теплая. Но из-за малой его интенсивности этот эффект быстро ослабевает с увеличением расстояния. Поэтому чем дальше от луны, изображенной или подразумеваемой на картине, тем освещение объектов становится холоднее. Особенно заметно это для облаков.
Колер ночного неба можно составить из голубой ФЦ с кадмием красным. Зеленоватый оттенок придаст крохотная добавка кадмия желтого. Хороша также охра золотистая или охра светлая.
Надо понимать, что в каждой конкретной ситуации нужен свой колер. Ко всем рекомендациям, в том числе и здесь, следует добавить, что не существует "краски для неба" или "краски для облаков".
Облака
Художники изображали облака с незапамятных времен. И у них это отлично получалось. Скорее всего ни один художник не обходился в своем творчестве без изображения облаков. Но все же этот объект долго оставался в сюжете картины второстепенным.
Ян ван Эйк. Мадонна с картезианским монахом. 1425 г. |
Рафаэль Санти. Сикстинская Мадонна. 1513 г. |
После выделения пейзажной живописи в отдельный жанр небо и облака потребовали к себе бОльшего внимания.
Ян Вермеер. Вид Дельфта. 1661 г.
Из всех объектов живописи облака труднее всего поддаются кисти. Кто-то из художников прошлого даже сказал, что легче попасть на небеса, чем изобразить их. Портретисты могут с этим поспорить, и может быть будут правы. Но все равно облака - это сложно. Здесь есть две глобальные проблемы.
Во-первых, рисунок. Несмотря на кажущуюся хаотичность облака имеют вполне четкий рисунок. Но он очень сложный. Кажется, что в нем нет никакой регулярности, он не похож на привычные нам предметы, он уникален. И все же в этой хаотичности присутствует система. Если смотреть внимательно, то можно увидеть повторы, разницу между верхней и нижней частью облака, логику освещения. Когда система "расшифрована" и изображена на холсте в соответствии с этим "шифром", то получится похоже, это можно гарантировать. Даже если общая форма несколько отличается от оригинала. Секрет в том, чтобы найти регулярность в нерегулярном. Это касается не только облаков, но и таких объектов, как волны, кроны деревьев, трава, холмы и горы, рисунок на шкуре тигра. Практически вся природа так устроена. Можно провести аналогию с шумом, который тоже является результатом случайных процессов. Любой шум таков. Но мы четко различаем плеск волн, звук водопада, завывания ветра. Если просто создать на холсте набор хаотических пятен, то они не будут похожи на облака или крону дерева. Но если наделить эти пятна свойствами той регулярности, которая характерна для облаков, то получим облака. А регулярность, характерная для кроны дерева даст изображение кроны дерева. Даже если ее изобразить не зелеными колерами, а черными или любыми другими.
Во-вторых, при изображении облаков требуется очень аккуратно обращаться с тоном. Не зря профессиональных художников учат изображать драпировки. Но переходы тона в облаках еще тоньше. Возможно потребуется использование всех (или почти всех) приемов, которые имеются в арсенале художника. В этом смысле чем большим багажом обладает художник, тем больше у него шансов изобразить хорошие облака.
Все это достаточно трудно. Но возможно. И здесь не обойтись, как и в других случаях, без некоторого изучения объекта. В реальности облака могут быть такими, что и представить себе невозможно, пока не увидишь. Но это не значит, что любое изображение облака будет выглядеть правдиво и естественно. Поэтому сначала есть смысл понять некоторые свойства облаков, которые надо учитывать при их изображении.
Прежде всего - физика.
Облака - это пространство, заполненное частично прозрачным веществом разной плотности. Когда луч света проходит сквозь такое вещество, то он подвергается воздействию таких эффектов как поглощение и рассеивание на мелких частичках воды (как в случае неба). Чем плотнее облако, тем больше поглощение и рассеивание, тем темнее выглядит облако. Разные части облака могут иметь разную плотность и это еще усложняет картину. Из-за этого бывает, что освещенная часть местами видна довольно темной.
Кроме того в облаках присутствует такой интересный эффект как усиливающее рассеивание. Оно приводит к тому, что интенсивность света, прошедшего через какие-то части облака, не уменьшается, а увеличивается за счет рассеивания света, произошедшего в соседних областях. Это выглядит как необъяснимое на первый взгляд увеличение яркости некоторых явно затененных фрагментов облаков - теневая область вдруг оказывается довольно светлой.
Эти эффекты сильно зависят от толщины облака, которая непостоянна, и от положения источника освещения.
Все это объясняет почему облака нельзя изображать теми же приемами, которые используются в случае непрозрачных твердых тел, например, гипсовых фигур.
Далее - для убедительного изображения облаков важно понять принципы, определяющие их расположение в пространстве и форму.
В хаотичном расположении облаков совершенно необходимо отобразить общую тенденцию зрительно убегать вдаль. Поскольку облака, как и все другие объекты в живописи, подчиняются законам перспективы, то можно воспользоваться простым приемом для правильной расстановки их в пространстве. Рисунок, показанный ниже, позволяет понять принцип учета линейной перспективы при изображения таких непредсказуемых объектов как облака. Поскольку у облаков нет прямых линий, можно ограничиться одной точкой схода. Важен принцип, а линия горизонта и точка схода могут располагаться по другому. При достаточном опыте "рыболовную сетку" можно не рисовать, но начинающим стоит ее хотя бы наметить. Облака здесь обведены оранжевым цветом, а зеленым - волны. И конечно форма облаков показана условно.
Учет перспективы при изображении облаков и волн
В реальности так бывает далеко не всегда. Все-таки облака никак не являются регулярной структурой. Но в живописи этот прием хорошо работает, если он выполнен ненавязчиво.
Ближайшие облака, расположенные в верхней части холста, видны скорее снизу, а более дальние - сбоку. Поэтому чем ближе к горизонту, тем более вытянутую по горизонтали форму они имеют. Кроме того, они становятся меньше и располагаются ближе друг к другу. У самого горизонта облака могу даже сливаться в общую массу из-за того, что загораживают друг друга. И конечно, если облака загораживают друг друга или другой объект, например, гору, то это создает ощущение перспективы, что всегда хорошо выглядит.
Следующая особенность облаков - текучесть.
Облака очень переменчивы. Их форма постоянно изменяется под воздействием ветра. Вертикальные потоки воздуха создают выпуклости и впадины, а ветер, параллельный поверхности земли размывает облака по горизонтали. Это значит, что для изображения тех облаков, которые видны в основном сбоку (в нижней части неба на холсте), нужно использовать движения кисти, близкие к горизонтальным. Нижняя граница облака обычно также близка к горизонтали. А вот верхняя часть неравномерно приподнята вертикальными потоками. Зато те облака, которые видны снизу (в верхней части неба на холсте), имеют произвольную форму и их границы размыты ветром во всех направлениях.
Свет на облаках и их цвет.
Чистое небо почти всегда светлее у горизонта. А вот у облаков (и у облачного неба) распределение тональности может быть любым. Все зависит от освещения и от плотности облаков.
Для облаков можно выделить всего два типа освещения. Разница между ними лучше всего видна в полдень. В это время солнце занимает на небе наивысшую точку своей траектории и светит наиболее ярко. Если смотреть на облако, которое находится на севере (это верно для северного полушария), то оно будет освещено фронтально, другими словами сверху, с боков и посередине. Тень будет в нижней его части. А вот облако, которое находится на юге, будет освещаться на просвет (контрфорс). Его края будут выглядеть яркими, а середина - затемненной. Чем ближе к зениту расположено облако, тем это заметнее, и чем ближе к горизонту, тем различия в освещенности меньше. Конечно подобная ситуация возможна и для другого времени суток, все зависит от положения солнца (или луны). Хотя, скорее всего, разница будет выражена не так явно.
Та сторона облака, которая обращена к свету, имеет четкие очертания, насколько это возможно для такого эфемерного объекта. Теневая часть видна расплывчато. Впрочем, в природе бывают облака, у которых все края видны четко. Но на картине такие облака могут смотреться неестественно, они будут производить впечатление прилепленных, не будут частью неба. Конечно, бывают и такие, все границы которых расплывчаты и полностью растворяются в небе.
Источник света, например, солнце, зрительно может находиться выше или ниже облаков. Поэтому, казалось бы, облака, которые находятся ниже солнца, в своей верхней части должны выглядеть светлее, чем внизу. А для облаков, которые находятся выше солнца, все должно быть наоборот. На самом деле это не является правилом из-за того, что солнце находится не снизу или сверху, а намного дальше, чем облака. Зато почти всегда самые светлые места облаков являются типичными бликами, они отражают лучи солнца. Почти как зеркало. И изображать их надо как блики, ярко.
Чем дальше от источника света, тем облака темнее и холоднее, чем ближе, тем ярче и теплее.
На светлом небе, например днем, облака или их части могут быть как светлее, так и темнее неба. А вот на ночном темном небе видимыми будут только те части облаков, которые светлее фона. Темные части обычно полностью сливаются с небом и совершенно не видны. Это всего лишь подсказка. Так бывает часто, хотя и не всегда, ведь даже ночью небо может светиться и быть достаточно ярким из-за тумана или взвеси мелких частиц.
Цвет облаков может быть практически любым, это зависит от погодных условий, освещения, положения наблюдателя и кто его знает от чего еще. Любым, пожалуй, кроме чисто белого. И зеленого, что бы там художники ни рисовали. И все же чаще освещенная часть облака окрашена теплым - желтоватым, оранжеватым, розоватым цветом, а теневая имеет холодный цвет - фиолетовый, синеватый, сероватый, серебристый.
Колера для теплых тонов можно составить из охры, кадмия желтого, кадмия красного светлого и белил в различных соотношениях. В этом списке вполне может оказаться английская красная и даже умбра. Иногда используют краплак красный или другие пурпурные и розовые краски. С красными и пурпурными оттенками следует обращаться осторожно, есть риск получить облака, похожие на кожную сыпь. Желтый кадмий тоже может дать желтушность, если его слишком много.
А вот для теневых, холодных частей облака краплак красный (светлый или темный) хорошо подойдет, если его смешать с голубой ФЦ и белилами. Получится красивый фиолетовый. Еще более чистый сиреневый или фиолетовый колер получится с ультрамарином вместо голубой ФЦ. Облака, сделанные этими колерами, выглядят эффектно. Просто серый или серебристый тоже можно использовать.
Теплые охристые и холодные сероватые или серебристые облака дадут более сдержанную гамму. Светлая охра, несмотря на свое приземленное происхождение, очень хороша для неба и облаков.
Иногда для изображения облаков можно просто взять колер неба и добавить в него белила. Чисто белое на фоне интенсивного голубого кажется слегка розоватым (симультанный контраст), таковы особенности нашего зрения. Так что может получиться неплохо. Хотя такие облака могут выглядеть простовато, но будут достаточно реалистичны. Все зависит от задач.
Выбирать колер для освещенной и теневой части облака можно исходя из следующего наблюдения (и обязательно учитывая натуру).
Разница в тоне и цвете между ними максимальна в середине дня. Пара "свет-тень" выглядит как очень светлый (до предела раскаленный) желтоватый и серый, точнее сизый, с синевой. Это позволяет в некоторых случаях изображать облака белилами и голубым, такое приближение может выглядеть вполне допустимым.
Бывает достаточно лишь слегка тронуть тени серо-голубым колером, как облако приобретает объем. И еще всегда есть опасность слишком перетемнить свет и тень или сделать неоправданно насыщенными их цвета.
Чем ближе к темному времени суток, неважно утро это или вечер, тем сильнее сближаются тон и цвет для освещенной и теневой части. Свет становится холоднее, перемещается из желтой области, через оранжевую и розовую, в красную. Тень, наоборот, становится теплее, перемещается из синей области в фиолетовую, иногда даже в красную.
Ночью разница между тоном и цветом для освещенной и теневой части почти исчезает, ночью все кошки серы. Разница в тоне экстремально мала, а цвета стремятся к ахроматичным. Конечно, если нет достаточно яркой Луны. Такое небо не очень интересно для художников, поэтому Луну все-таки изображают.
Одна из особенностей облаков состоит в том, что в них присутствуют как плавные переходы тона и цвета, так и резкие. Воспроизвести их бывает сложно. Они наслаиваются друг на друга самым непредсказуемым образом. Есть простое правило, которое поможет получить реалистичное изображение облаков. Начинать надо с тех колеров, которые ближе по тону к колеру неба. На дневном небе это светлые колера, на ночном - темные. Первым колером создается общая форма облака, затем следующим колером изображаются его крупные части, и т.д. Трех-четырех градаций бывает достаточно.
Наконец, действует вечное правило при изображении природных объектов - облака должны быть разными по форме, размеру, по ритмике их расположения, по движению кисти. Все облака должны быть разными также по освещенности, менять тон и цвет. В разумных пределах конечно.
После того как основные свойства облаков стали понятны, можно приступать к их изображению. Здесь нет какого-то одного, самого верного рецепта. Любое дело можно сделать разными способами и к живописи это тоже относится. Некоторые художники советуют делать облака кистью самого большого размера. Это позволяет быстро получить результат. А вот Федор Васильев использовал маленькие кисти по свидетельству И.Репина:
"— Небо-то, небо... — начинаю я восторгаться.— Как же это? Неужели это без натуры?.. Я никогда еще не видывал так дивно вылепленных облаков, и как они освещены!!! Да и все это как-то совершенно по-новому... Васильев приблизился к мольберту. — А? Эти кумулюсы [кумулюсы — купы облаков]? А они мне не нравятся. Я все бьюсь, ищу...— Он присел бочком к мольберту, взял стальной шпахтель и вдруг без всякой жалости начал срезывать великолепную купу облаков над водою. — Ах, что ты делаешь! Разве можно губить такую прелесть! Но он уже работал тонкой кистью по снятому месту, и новый мотив неба жизненно трепетал уже у него на холсте... Я остолбенел от восхищения... ... — Как это ты справляешься с небом такими маленькими кистями? — О. я всегда работаю маленькими, колонковыми: ими так хорошо лепить и рисовать формочки... А мазать квачами, как заборы, такая гадость, ненавижу мазню..." |
Для создания облаков можно использовать краску прямо из тюбика или же разжижать ее маслом, двойником или тройником. Здесь тоже есть возможность выбора. И.К. Айвазовский работал настолько жидкой краской, что холст иногда приходилось класть горизонтально, чтобы не появлялись подтеки. При этом красочный слой у него получался очень тонким, практически как лессировка.
Почти всегда возникает вопрос: что делать сначала, небо или облака. Оба варианта возможны, но лучше начинать с того, что занимает бОльшую площадь на холсте. Существует и третья возможность - сначала полностью сделать небо так, как будто на нем нет облаков, а затем добавить их, если это кажется обоснованным. Можно заметить, что чем сложнее по цвету небо, тем интереснее будут смотреться на нем облака. К тому же бывает, что в процессе работы над небом неожиданно, и само по себе, облако вдруг, и к месту, проступит как намек. Такое очень ценно, это не стоит игнорировать.
В любом случае прежде всего требуется получить общую форму облаков. Это очень ответственный момент. Он требует терпения и воображения. Каждое отдельное облако должно быть понятно по форме. Велик соблазн набросать пятна, напоминающие облака, а потом уже работать над ними. Но это не приведет к успеху. Лучше сначала получить более или менее законченный подмалевок. Это позволит затем вписать облака в общую композицию. Надо мобилизовать все внимание и сделать каждое облако отдельно и с учетом того, что было сказано выше. Начинать надо с небольших участков и постепенно доводить облако до нужных размера и конфигурации. Интересно, что здесь точно такая же ситуация, как с горами и деревьями - облако может изменяться произвольно в процессе работы. Оно может стать слишком большим. Или уехать за пределы холста. Поэтому прибавлять следует не спеша и обдумано.
Лучше всего если облака и небо получится изобразить за один сеанс, пока краска остается подвижной. Это позволит вписать облака в небо так, что они станут его частью. Колера неба и облаков разные, при работе "по сырому" неизбежно происходить их смешение, что создает впечатление цветового единства всего в целом. Такая методика имеет свои сложности. Например, неконтролируемое смешение некоторых колеров может привести к появлению нежелательных оттенков. А ошибки не всегда удается исправить и есть риск потерять уже сделанную работу целиком, если придется все стереть с холста. Есть и плюсы - работа идет быстро и на одном дыхании, что всегда хорошо, если удается выполнить ее качественно.
Но поначалу скорее всего не хватит опыта и на работу уйдет достаточно много времени, придется сделать перерыв на просушку красочного слоя. Поэтому лучше сразу распределить все на два этапа: отдельно небо, затем просушка и - отдельно, вторым слоем, облака. Небо делается по всей площади холста, которая ему отведена, без пропусков под будущие облака. Особенно если на этом этапе не очень понятно, понадобятся ли облака вообще, а если понадобятся, то - какие. Должна получиться аккуратная классическая растяжка в задуманных заранее (а не получившихся случайно) колерах. Надо понимать, что облака "по сухому" - это не ошибка, а просто несколько другая ситуация. Если все сделать правильно, то результат также будет реалистичным. К тому же этот вариант гораздо безопаснее так как появляется возможность исправить любые ошибки и внести любые изменения не рискуя испортит высохший красочный слой. Конечно нельзя забывать про межслойную обработку.
Разные облака изображаются по-разному. Все знают, что облака бывают кучевые и перистые. Часто также встречаются варианты промежуточные между этими двумя, такие как слоистые, линзовидные, дождевые и т.д.
Не в названии дело, а в их неповторимости и особенной красоте. Самые красивые облака можно увидеть в ненастную, ветреную погоду, особенно на восходе или на закате. Верно и обратное - если на картине не просто облака, а воздушная феерия, то с погодой не все гладко, а это обязательно придает картине соответствующую атмосферу.
Во многих видеоуроках можно видеть как художник рисует облака круговыми движениями кисти наподобие тех, которыми мужчины с помощью помазка намыливают лицо перед бритьем. Да, это один из возможных способов. Но совершенно непонятно, почему он так популярен. Получается вроде похоже, но все же что-то не то. Не стоит тратить время на его освоение, потому что в результате появятся несколько мультяшные облака с довольно четкими краями и однообразной формой.
Существует множество вполне надежных способов действительно реалистичного изображения облаков. Все эти способы в конечном счете сводятся к двум: рисование облаков и получение их пятнами. В зависимости от того, какой способ предполагается применить, выбираются кисти. Не стоит думать, что используются только мягкие - синтетика, колонок или даже белка. Щетина тоже идет в дело.
При рисовании мазок должен быть деликатным, даже нежным. Сначала легко намечают основные части, а затем уже прорабатывают их более смелыми мазками. Процесс напоминает проявление отпечатка в классической фотографии. Направление мазков - от центра облака к периферии, это позволит сразу получить рваный край. И от освещенной стороны, которая видна довольно четко, к теневой, туда, где облако тает. Поэтому источник света - солнце или луну - удобнее иметь слева, если художник правша. Или справа, если левша. И если работа ведется кистью, а не мастихином. Краску можно растушевывать мягкой кистью или пальцем. Пальцем слегка смоченным маслом особенно хорошо получаются плавные переходы тона и цвета. В то же время на облаке могут быть места резкого перехода тона, мостики и дракончики самых случайных форм. Дракончиков обязательно следует научиться делать, это такое же базовое движение при изображении облаков, как горизонтальный мазок с прогибом вниз при изображении волн. Дракончик - это нечто более или менее напоминающее букву Z.
Если работа ведется по сырому, то можно заранее зарезервировать место под облака. Другой вариант - сначала сделать небо полностью и затем вытереть тряпкой место под облака.
Не только после завершения работы над облаками, но и на промежуточных этапах очень желательно использовать мягкую кисть-гладилку для размывания краев пятен и для удаления рельефа красочного слоя.
Рисовать облака довольно трудно, не у всех получается. К тому же это занимает немало времени. Намного продуктивнее иметь дело с пятнами. Пятна проще всего получить штамповкой большой круглой кистью из щетины. Этот метод позволяет получать почти любые градиенты тона и цвета, а также смешивать цвета или накладывать их один на другой.
С изобразительной точки зрения можно выделить несколько групп облаков. Каждая из них требует своего подхода и своих технических приемов. Можно попробовать сгруппировать их по этому признаку.
- Перистые облака самые высокие и состоят поэтому только из кристаллов льда. На такой большой высоте ветер всегда есть и он достаточно сильный. Поэтому любые облака в такой ситуации разрываются на узкие и длинные шлейфы с острыми очертаниями - перья. Перистые облака могут выглядеть просто замечательно и изображать их тоже легко - воздушные, полупрозрачные, иногда даже без теней, направленные примерно в одном направлении. Такие облака красиво смотрятся на закатном или ночном небе. Но могут вносить в картину некоторую напряженность, даже драматичность. Или просто обозначать ветер, что зритель почти наверняка поймет.
Мазки кисти почти горизонтальные, длинные, местами пошире, местами поуже. Слой краски тонкий, просвечивающий. Этакий небрежный маляр.
А.Куинджи "Ночное" - Слоистые облака более тяжелые, чем кучевые. Они состоят из мельчайших капелек воды или мелких кристаллов льда и обычно несут дождь или снег. Влаги настолько много, что если оказаться в таком облаке, то можно промокнуть как под дождем. Это еще не туча, но близко к ней. Такие облака могут стелиться прямо по земле и не поднимаются выше 1-2 километров. Имеют более темный, чем кучевые, цвет. Часто даже - серый, свинцовый. Формой напоминают валы различной формы. Такие облака очень декоративны. Художники любят изображать вершины гор или скал, которые частично закрыты слоистыми облаками.
- Туча - это спрессованные слоистые облака, которые набрали очень много влаги и готовы отдать ее в виде дождя или снега. Одно такое облако может содержать в себе до миллиона тонн воды. Цвет тучи имеют темно серый с синевой, свинцовый. Граница хорошо видна, но в целом форма потеряла выразительность, она довольно беспорядочная из-за сильных потоков воздуха. В отличие от слоистых облаков тучи не соприкасаются с землей.
Облачный фронт образуется из множества туч на границе резкого изменения температуры воздуха. Он состоит из слоистых облаков, которые спрессованы в очень темную массу от края и до края неба. Солнцу невозможно пробиться сквозь такой плотный слой облачности. Фактически это одна громадная туча. Только одна четкая граница разделяет еще светлое небо и облака, светлое и темное.
Этот случай похож по приемам работы на предыдущий, но колера темнее и массы крупнее.
И.Шишкин "Перед грозой" - Высококучевые облака. Это - кучевые облака, которые поднялись выше, в ту область, где дует ветер умеренной силы. Они еще похожи на кучевые, но находятся выше и зрительно имеют меньший размер. Тени не так заметны. Отдельные большие кучевые облака разрываются и превращаются в группы более мелких. Появляются шлейфы по направлению ветра. В конце концов такие облака будут почти полностью размазаны и превратятся в неоднородную по плотности туманность на всем пространстве неба. Эти облака могут быть очень красивы и выразительны.
Для изображения высококучевых облаков можно использовать сочетание техник для перистых и слоистых облаков.
И.Шишкин "Вечер" - Кучевые облака наоборот очень низкие. Они могут располагаться на высоте от 500 метров до нескольких километров. Состоят из водяного пара, мельчайших капелек воды или мелких кристаллов льда - в зависимости от высоты и времени года. Они могут образовываться при хорошей, сравнительно тихой погоде и при остальном чистом небе. В такой ситуации преобладают вертикально направленные потоки воздуха от тех мест на земле, которые прогреты сильнее. Это определяет вид кучевых облаков - плотные, почти объемные с выраженной формой, но все же, если и не полупрозрачные, то просвечивающие. Нижний край у них близок к горизонтальному, верхний состоит из ясно выраженных клубков различного размера и формы напоминающих густой светлый дым. Такие облака возможны только в безветренную погоду или при очень слабом ветре. Они создают в картине атмосферу спокойствия, безмятежности, особенно если их немного. Спокойный летний пейзаж почти не обходится без таких облаков.
С изобразительной точки зрения этот случай самый сложный. Почти всегда облака это тот тип объектов, который лучше изображать пятнами, а не линиями. Но кучевые облака имеют интересный рисунок и не стоит от него отказываться. Сначала намечают общую форму облака и основные массы внутри этой формы. Можно использовать чистые или слегка подкрашенные колером света белила. Некоторые художники так и оставляют, и такой вариант тоже имеет право на существование. Все же имеет смысл добавить теневые пятна там, где они нужны. Лучше всего для этого подходит мягкий синтетический флейц. Он позволяет добиваться как очень плавных переходов, так и резких, а также сглаживает поверхность красочного слоя. Кисть из щетины будет оставлять резкие полоски, которые потом все равно придется сгладить. Темные пятна наносятся не спеша, с постепенным уплотнением тона. Приходится продумывать каждый мазок.
Цвет теневых областей зависит от цвета освещенных. Неверный колер обязательно испортит облако даже при правильной технике. Часто ошибка в цвете приводит к появлению грязного облака. Здесь помогут наблюдения за реальными облаками. Ошибки в тоне еще опаснее. Велик соблазн сделать тени темнее. Но это приведет к потере воздушности облака. С тенями лучше не спешить. Иногда есть смысл оставить их лишь намеком, а не делать в полную силу.
И.К.Айвазовский "Облака над морем. Штиль"
Слоистые облака делаются большой круглой каплевидной кистью из щетины. Здесь почти нет мазков, только тычки торцом кисти. Где-то покрывается площадь меньше, где-то больше. Можно пройтись кистью один раз или повторить два-три прохода, но не точно по первому. Местами остаются просветы неба. Колера лучше использовать недомешанные, это придаст изображению естественную неоднородность.
Очень важно почаще отходить от холста и смотреть что получается. Сразу становится ясно, где нужно добавить темного, а где - светлого.
Интересно, что облака при этом способе получаются вроде как сами по себе и к тому же очень быстро, за 20-30 минут. Конечно, время само по себе в данном случае не имеет значения, но приятно, когда качественный результат достигается просто и быстро, приходит уверенность в своих силах.
Ф.Васильев "Горы и море"
Не всегда, но бывает, что на холсте требуется много неба. Чтобы показать на картине такое небо, линия горизонта должна находиться где-то в нижней трети холста. При этом часто можно одновременно наблюдать облака из разных групп. Например, перистые и кучевые, дождевые тучи и легкие облачка. Изображать их тоже надо по-разному, с использованием различной техники.
Туман, дым и дымка
Туман - это очень мелкие взвешенные в воздухе водяные капли. Оптические свойства те же, что у облака. По сути это и есть однородное облако, которое не имеет краев и не имеет формы. Хотя может быть где-то плотнее, а где-то реже. Можно представить, что мы находимся внутри облака. Сквозь туман, если он не сплошной, видны те планы, которые находятся за ним, причем, чем дальше, тем видны хуже.
Дымка - почти то же самое, что и туман, но менее насыщенное. Дымка может состоять не только из микроскопических водяных капель, а и из других частиц, например, таких как песок. Поэтому она может быть окрашена в собственные цвета. Но, как правило, это все-таки водяные капли или брызги и поэтому ее цвет - голубоватый, с нарастающей насыщенностью для дальних планов.
Дым, как правило, состоит в основном из твердых частиц, хотя водяной пар тоже может в нем присутствовать. Здесь характерны довольно четкие очертания, связанные с токами воздуха, а также сильные изменения насыщенности. Цвет может быть любым и зависит от того, что производит дым.
Эти объекты похожи на облака и поэтому часто могут изображаться теми же средствами. Но можно использовать и полулессировки сильно разбавленной краской. Эта техника более сложная, так как требуется точно подобрать колер и ровно положить его по сухому красочному слою, обеспечивая в то же время нарастание насыщенности воздушной среды от переднего плана к дальнему.
Туман, дым и дымка, также как и облака, никогда не бывают чисто белыми. Интересно, что одна и та же струя дыма выглядит в реальности (и изображается на холсте) по-разному в зависимости от того, на каком фоне она видна. На фоне холодноватого сине-зеленого леса дым надо изображать теплым колером, например, охрой. А на фоне теплого алого заката - холодным, голубоватым.
Также необходимо учитывать, что объекты в тумане имеют размытые очертания, пониженную контрастность и пониженную насыщенность цвета по сравнению с теми, которые туманом не скрыты. Эти эффекты усиливаются с увеличением расстояния.
Дальние планы хорошо получаются если сначала закрыть их чистыми белилами. После этого даже самые яркие краски, положенные на сырой слой белил, потеряют насыщенность и станут более холодными. Очертания объектов станут расплывчатыми. Такой прием позволяет быстро и гарантированно получить дымку в соответствии с правилами воздушной перспективы. К сожалению, он применим не всегда. Есть еще по крайней мере три способа изобразить туман и дымку.
Первый заключается в том, что сразу используют те колера, которые видны на оригинале. Это может показаться сложным, так как бывает не очень понятно из чего их составить. Самый простой рецепт для такого случая - побольше белил. Это одновременно уменьшает плотность тона и насыщенность цвета. Касания холста кистью нежные, почти как при работе над облаками. Достоинство этого метода состоит в том, что результат виден в реальном времени и ошибки легко исправляются.
Второй подразумевает нанесение очень тонких полупрозрачных слоев краски на уже готовую и просохшую не менее двух недель работу. Используют мягкую кисть и белила с добавлением тех цветов, которые требуются для тумана по сюжету. Чаще всего это сизо-голубоватые, серебристые или охристые колера. В качестве разбавителя используют масло, лак или их смесь. Скипидар, пинен или уайтспирит не подходят потому что они могут частично растворять нижний слой живописи и есть риск получить грязь. Кроме того, после испарения скипидара, пинена или уайтспирита в краске останется очень мало связующего и красочный слой будет непрочным.
Сильно разжиженную краску растушевывают мягкой кистью в тех местах, где должен быть туман. Это уже лессировка. С первого раза может не получиться, поэтому иногда приходится наносить несколько слоев, конечно с промежуточной просушкой. Если для ускорения высыхания в разбавитель добавлен лак, то надо всегда помнить, что чем больше в краску вводится всяких добавок, тем менее предсказуемым будет ее вид через год или больше. Картина может пожелтеть, даже почернеть или потрескаться. С другой стороны, если ограничиться одним маслом, то со временем красочный слой пожелтеет. Поэтому все же масло с лаком. Лучшее густое масло с лучшим нежелтеющим лаком.
Хотя собственно техника нанесения тонкого слоя краски не сложна, этот способ подразумевает наличие некоторого опыта и понимание того, как будут выглядеть все нанесенные слои краски в совокупности. Кроме того, исправить, а фактически снять нанесенный по сухому и уже высохший слой бывает сложно. Да и времени на промежуточные сушки требуется довольно много.
Третий способ называется "сухая кисть". Перед тем как его применить, работу также надо просушить. Идея заключается в том, что кисть должна быть не пропитана краской, а лишь испачкана в ней. Состояние кисти несколько напоминает то, которое получается после того, как повозить ее по бумаге. Выглядит это так. Краску из тюбика выдавливают на впитывающую бумагу, например, газету. Если немного подождать, то будет видно, что масло из краски впитывается в бумагу и расползается пятном. Затем кистью берут эту потерявшую масло краску и вытирают на бумаге до того состояния, когда она уже не оставляет четкого непрозрачного следа, а наносит тонкий "туманный" слой краски. Это значит, что такой кистью уже можно работать на холсте. Способ очень гибкий. Он позволяет довольно легко изменять плотность тумана или дымки и даже подмешивать различные колера.
Облака и туман важны сами по себе. А вот дымка не является самостоятельным объектом. Она нужна для того, чтобы изобразить пространственную перспективу, обозначить воздух между зрителем и дальними планами. Очень важно не забывать про дымку и размытие контуров дальних объектов, а также про смягчение их тональных и цветовых контрастов. Цель - заставить объекты дальнего плана таять, потерять четкие очертания, оставить от них всего лишь намек. Иногда этот эффект называют сфумато (от итальянского sfumate — дымка). Но это не совсем правильно, потому что одноименная техника, разработанная Леонардо да Винчи очень сложна. Она основана на лессировках очень мелкими (примерно четверть миллиметра) мазками прозрачной краски и требует большого количества сеансов (считается, что приблизительно 300 сеансов в случае Моны Лизы). А описанная здесь техника позволяет добиваться более простыми средствами примерно того же самого.