Рисунок
|
Перед тем как приступить к работе над холстом очень рекомендуется нарисовать эскиз будущей картины обычным графитным карандашом на бумаге. Это поможет выявить проблемные места, уточнить композицию и лучше понять то что предполагается изобразить. Вообще рисовать надо как можно больше. Техника рисования это основа ремесла и ее обязательно нужно развивать. Карандаш - самый бедный инструмент с точки зрения выразительных средств, но это позволяет надеяться, что если в карандаше получилось хорошо, то и в красках будет не хуже.
Рисунок на холсте послужит тем скелетом, на который затем будет наноситься собственно живопись.
Подготовительный рисунок под живопись обычно делается прямо по сухому грунтованному холсту простым мягким карандашом М2 или М3 без сильного нажима, так, чтобы не оставить на холсте вмятин. Иначе линии будут видны даже на готовой работе. Несмотря на то, что грунтованный холст довольно прочен, относиться к нему надо бережно.
Из-за того, что грифель мягкий, существует опасность оставить на холсте слишком много графита. При работе красками он будет размазываться и загрязнять колер. Поэтому карандашные линии должны быть едва намечены. Ошибки можно исправлять обычным ластиком, а катышки удалять мягкой кистью (но ни в коем случае не рукой).
Для работы карандашом, как и для работы любым другим инструментом, люди давно выработали правила, которые позволяют получить результат быстрее и удобнее. Ниже показаны три способа держать карандаш (изображение взято из Интернета).
1. Как копье. Этот способ знаком всем, ему учат в школе - так держат ручку при письме. Карандаш достаточно жестко зафиксирован, причем в той области, которая расположена достаточно близко к острию грифеля. Это позволяет работать очень точно. Движения выполняются только кистью руки. Такой способ хорошо подходит если плоскость рисования невелика и расположена горизонтально или под очень небольшим наклоном. Все же чаще плоскость рисования почти вертикальна и в этом случае так рисовать неудобно.
2. Как тросточку. Карандаш держат примерно за середину, тупой конец опирается на ладонь и таким образом жестко фиксируется. Этому способу надо учиться, другими словами заставлять себя держать карандаш именно так. Здесь работает уже не только кисть, а вся рука и даже корпус. В результате появляется возможность проводить длинные и более ровные линии. А также свободно рисовать на вертикальной поверхности. Точность и свобода при этом способе сбалансированы.
3. Как прутик. Карандаш держат ближе к его тупому концу только пальцами, что позволяет легко менять его положение и работать при любом расположении поверхности рисунка. Этот способ также требует некоторой тренировки, зато обеспечивает самую большую свободу в движениях. При этом точность может понижаться если практики недостаточно.
Примерно также как карандаш, держат кисть при работе с краской. Поэтому имеет смысл освоить разные способы, тем более, что от них зависит вид следа, который оставляет грифель или волосяной пучок кисти.
Этими способами хорошо бы овладеть. Возможно, что для занятий академическим рисунком они просто необходимы. Так же как и способы штриховки, и многое другое. Однако, можно видеть, что иногда профессиональные художники держат карандаш как-то по-своему, "неправильно". Да и предварительный рисунок под живопись не требует слишком тонкой проработки. Поэтому нет смысла превращать подобные вещи в догму. Важен только результат.
Три способа держать карандаш (иллюстрация взята в Интернете).
Карандаш должен быть хорошо заточен. Если держать его так, чтобы он "лежал" на холсте, был почти параллелен плоскости холста, то это дает сразу несколько преимуществ по сравнению с другими способами. Рука меньше загораживает рисунок. Меньше риск повредить холст острым грифелем (а он должен быть острым). Линии получаются разными в зависимости от направления движения карандаша, что позволяет добиться большей выразительности. Наконец, грифель стирается не так быстро и не приходится постоянно отвлекаться на его подтачивание.
Вместо карандаша можно использовать уголь, который продается в магазинах для художников (но не тот, который используют для печки). Уголь легко удаляется с холста, если сделана ошибка, но именно поэтому перед началом работы над подмалевком его требуется зафиксировать специальным составом. Который также продается. Или обвести рисунок углем тонкой кистью с жидкой краской.
В дальнейшем, на этапе подмалевка, рисунок будет закрашен. При этом могут быть потеряны мелкие детали и даже относительное расположение объектов. Все это потребуется восстанавливать уже кистью. Сделать это бывает очень сложно. Все зависит от содержания. Если ветви дерева или контуры камней под водой можно восстановить с большой долей произвола, то такелаж парусного корабля или городской пейзаж требуют точности. Здесь иногда можно воспользоваться тонким маркером. Его след проступает через не очень толстый красочный слой, но в то же время не будет заметен, если это линия контура. Маркер надо подобрать правильно. Он должен быть действительно тонким. Кроме того, след некоторых маркеров медленно расплывается пока краска сохнет и на следующий день можно увидеть в этом месте пятно вместо тонкой линии. Поэтому лучше заранее провести эксперимент и выяснить, нет ли у маркера этой вредной особенности.
Еще лучше вместо маркера использовать акварельный карандаш. Он позволяет проводить линии также как обычным графитовым, но можно размыть эти линии влажной кистью. Такой рисунок может быть монохромным или полноцветным, он хорошо виден сквозь тонкий слой масляной краски, быстро сохнет и хорошо ложится на акриловый грунт, который в основном сейчас используется.
Еще один способ получить фоновый рисунок на чистом грунтованном холсте состоит в использовании акриловой краски, подходящей к цветовому решению картины. Она быстро сохнет, не расплывается под слоем масляной живописи, хорошо сцепляется с акриловой основой, даже позволяет наметить тон объектов. После выполнения такого рисунка фактически получится однотонная картина с той или иной степенью проработки. Примерно так делали старые мастера, только они использовали темперу. Это - хорошая практика, позволяет набирать опыт в рисунке. Но исправление ошибок в данном случае не всегда возможно, в отличие от карандаша. И слишком увлекаться здесь не следует, надо понимать, что тот колер, который был выбран для рисунка, обязательно окажет влияние на цвет и тон последующей живописи.
Одна из задач рисунка состоит в том, чтобы не тратить такой ресурс как внимание на поиск правильного места, куда положить краску, а сосредоточиться на поиске правильного тона и цвета. Рисунок не требуется делать очень подробным, но он должен передавать форму объектов в пространстве и их расположение друг относительно друга. Объекты и весь сюжет целиком должны вполне угадываться в карандашных линиях. Если этого нет, подмалевок почти наверняка выйдет плохим, над рисунком надо работать дальше.
Способ переноса рисунка с оригинала на холст не имеет значения. Важен только результат. Можно использовать любые инструменты, переводить по клеточкам, с помощью проектора (как это делал Уинстон Черчилль) или опираться на собственный опыт рисовальщика. Линейка, угольник - все это допустимо. Пожалуй, только кроме циркуля, который обязательно проткнет холст.
Профессиональные художники не стыдятся использовать проекторы разных видов - для слайдов и для непрозрачных изображений. Очень удобны "карманные" проекторы цифрового контента, такие как кубик CINEMOOD или встроенные в некоторые модели смартфонов.
Художники прошлого прокалывали шилом карандашный рисунок, сделанный на плотной бумаге в размере холста, вдоль линий. Затем закрепляли его на холсте и слегка били по каждому отверстию мешочком с углем. Полученные точки на холсте соединяли линиями.
Еще один способ связан с использованием копировальной бумаги, если позволяет формат. Однако, копировальная бумага может иметь такой интенсивный краситель, который в дальнейшем проступит сквозь красочный слой и исправить это будет невозможно.
Но наилучшим для переноса рисунка на холст является так называемый метод креста. Художники пользуются им уже многие столетия. Этот метод одинаково хорошо работает как для бумажного оригинала, так и для натуры. Кроме того, он развивает чувство пропорции, что очень поможет в дальнейшем.
Сначала на холст переносятся опорные точки рисунка. Это те точки, которые определяют пропорции и форму объектов. Для того, чтобы понять, где на холсте будет расположена выбранная точка, на оригинальном рисунке через нее мысленно проводят горизонтальную и вертикальную линии и на глаз определяют соотношение отрезков на каждой из этих линий. На холсте производят обратную операцию. Для более точного получения горизонтальной и вертикальной линий удобно смотреть на оригинал "сквозь" карандаш или ручку кисти, располагая их параллельно одной из сторон рисунка.
Метод креста.
Поначалу бывает сложно правильно определить соотношение отрезков. Здесь поможет карандаш или черенок кисти. В вытянутой руке на фоне изображаемой натуры держат карандаш так, чтобы его положение было вертикальным, горизонтальным или совпадало с направлением той части объекта, которую надо проверить. Закрыв один глаз и передвигая вдоль карандаша палец можно отметить протяженность любой части объекта и соизмерить ее с другими частями натуры.
Конечно, в основном надо стремиться к тому, чтобы развивать глазомер выполнением упражнений и постоянной практикой. Одним из самых действенных упражнений такого рода является рисование гипсовой головы (или любой другой, даже с фотографии). Ошибки видны здесь сразу и очень явно, особенно если использовать зеркало для проверки.
Опорные точки могут выставляться не только относительно краев оригинального рисунка или фотографии, но и относительно других опорных точек. Поэтому логично, что модификация этого метода связана с наблюдением за положением опорных точек относительно вертикалей и горизонталей, проведенных через другие опорные точки - справа или слева, выше или ниже они находятся. Дополнительно рекомендуется проводить наклонные линии, проходящие через две опорные точки, если они определяют что то значимое. Например, это может быть конек крыши здания. Если зафиксировать карандаш под нужным углом при взгляде на оригинал и затем точно перенести его на холст (что поначалу непросто сделать), то будет получен необходимый наклон даже без геометрических построений, которых требует соблюдение законов перспективы.
По мере появления на холсте опорных точек их соединяют линиями, при этом стараются сохранить характер изгибов. Постепенно возникает рисунок. При достаточном опыте количество опорных точек невелико.
Обязательно нужно определить положение крайних опорных точек объекта. Полезно также понять, где находится центральная опорная точка, середина объекта. Ошибки в габаритах приводят к очень неприятным последствиям.
Желательно переносить рисунок как можно точнее. Для пейзажа это может быть не очень важно, а вот для натюрморта или портрета критично. И все же лучше стремиться к точности во всех случаях. Ошибки рисунка обязательно проявятся в подмалевке и будут видны в законченной работе. Качество рисунка - это то, что в первую очередь говорит о степени профессионализма.